Татьяна Глущенко
Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Воспитание основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного
возраста через знакомство с национальностями жителей города
Златоуста».
[/b]
Разработала: воспитатель I категории Глущенко Татьяна Николаевна
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: годовой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Образовательные области: познавательная, социально коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, физическая
Публикация «Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста» размещена в разделах
Актуальность проекта:
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу. Челябинская область, как и Россия в целом, многонациональна, многокультурна, многоязычна. На ее территории проживают представители более 130 национальностей. Златоуст не является исключением, на территории города проживают русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, армяне, таджики и другие народы. Это и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения региональной и национальной идентичности, определяющей уровень социокультурного развития. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.
Отношение к окружающим начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития.
Таким образом, толерантность – проблема педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, чтобы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.
Работа по воспитанию у дошкольников этнотолерантности имеет ряд преимуществ. В ее процессе, мы:
- воспитываем у детей уважение к другим народам, населяющим город;
- развиваем, углубляем представления о людях разных национальностей, живущих в нашем городе, расширяем кругозор дошкольников;
- воспитываем у детей интерес к познанию другой культуры;
- приобщаем дошкольников к познанию прошлого и настоящего своей культуры, воспитываем интерес к традициям своего народа.
Данный проект позволит расширить представления детей о родном городе, о многообразии народов, проживающих на территории города Златоуста, развить у детей познавательный интерес через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов разных национальностей. Комплекс мероприятий поможет разбудить интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.
Цель проекта: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно – патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным городом, государственной символикой, основными достопримечательностями.
2. Расширить знания о жизни людей, живущих в Златоусте, их обычаях, традициях, фольклоре.
3. Познакомить с национальной одеждой народов города Златоуста.
4. Дать представление о национальных жилищах, национальных блюдах и музыкальных инструментах татар, башкир, русских.
5. Приобщать детей к разным национальным играм.
6. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Средства реализации проекта: художественная литература, устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные праздники, традиции, народные подвижные игры, игрушки, национальные куклы, тематические иллюстрации, презентации, мини – музей в группе.
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный (сентябрь) – подбор и изучение учебно – методической литературы по тематике проекта; разработка комплексно – тематического планирования для детей средней группы (4-5 лет).
II этап. Основной (октябрь – май) – осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к мероприятиям, проводимым в группе; взаимодействие с социокультурными учреждениями города (библиотека, краеведческий музей).
III этап. Заключительный (май) – подведение итогов проектной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование
(средний дошкольный возраст)
Месяц: Октябрь – ноябрь
Тема: «Мой город Златоуст».
Цель:
- познакомить детей с понятием «город», уточнить знания об основных достопримечательностях, учить узнавать их на фотографиях;
- познакомить с государственной символикой города (герб, флаг). Воспитывать любовь и бережное отношение к дому, улице, городу.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая.
Форма работы:
- беседа;
- презентация «Мой город Златоуст»;
- чтение стихов о городе;
- дидактические игры.
Результат:
- создание в группе уголка «Мой Златоуст»;
- картотека достопримечательностей города;
- альбом «Родной город»;
- дидактическая игра «Собери герб (флаг) Златоуста»;
- изготовление семейных альбомов «Моя семья».
Тема: «Жители города».
Цель:
- познакомить детей с народами, проживающими в Златоусте, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к людям разных национальностей.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- физическая.
Форма работы:
- беседа;
- тематическая экскурсия в библиотеку;
- дидактические игры.
Результат:
- создание мини-музея;
- дидактическая игра «Определи национальность и найди картинку»;
- дидактическая игра «Одень куклу в народный костюм»;
- картотека «Народные игры»;
- альбом «Сказки народов Златоуста».
Месяц: Декабрь – январь
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель:
- познакомить детей с бытом и традициями русского народа, с отдельными элементами народного костюма (женского и мужского, обогащать и активизировать словарь детей (сарафан, рубаха, кокошник, кушак, косоворотка, лапти, тулуп, воспитывать интерес к прошлому русского народа.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- художественно – эстетическая.
Форма работы:
- беседа;
- презентация «Русский национальный костюм»;
- показ картинок, иллюстраций;
- разучивание русских народных игр «Горелки», «Ваня, Ваня простота» и др.
Результат:
- продуктивная деятельность: изготовление русских национальных кукол – хороводница, куклак, лихоманка, пеленашка;
- художественное творчество (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»;
- выставка детских работ для родителей.
Тема: «Укрась русский национальный костюм».
Цель:
- рассказать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма;
- воспитывать интерес к прошлому русского народа;
- расширять кругозор, развивать любознательность;
- обогащать и активизировать словарь детей. (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, кушак.)
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- художественно – эстетическая.
Форма работы:
- беседа;
- презентация «Русский национальный костюм»;
- показ картинок, иллюстраций;
- разучивание русских народных игр «Горелки», «Ваня, Ваня простота» и др.
Результат:
- продуктивная деятельность: изготовление русских национальных кукол – хороводница, куклак, лихоманка, пеленашка;
- художественное творчество (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»;
- выставка детских работ для родителей.
Тема: «Русская изба».
Цель:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька, кочерга, ухват, чугунок, крынка, самовар);
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно – творческие способности детей.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- художественно – эстетическая.
Форма работы:
- беседа;
- презентация «Русский быт»;
- показ картинок, иллюстраций;
- чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок;
- отгадывание загадок;
- просмотр русской народной сказки «ГусиЛебеди»;
- просмотр русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», которая поможет утвердиться в необходимости дружить и беречь дружбу;
- сладкий час «Посиделки вокруг самовара».
Результат:
- дидактическая игра «В русской избе»;
- презентация «Русский быт»;
- дидактическая игра «Назови предмет быта»;
- картотека русских пословиц и поговорок.
Тема: «Русский народный инструмент – балалайка».
Цель:
- познакомить детей с русскими народными инструментами (ложки, трещотка, гусли);
- познакомить с историей русского народного инструмента-балалайки;
- учить отличать ее звучание от других инструментов;
- воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
Образовательные области:
- познавательная;
- речевая;
- художественно – эстетическая.
Форма работы:
- беседа;
- показ народных инструментов;
- презентация «Русские музыкальные инструменты»;
- слушание звучания народных инструментов;
- просмотр русского народного танца «Калинка».
пополнение мини – музея народными инструментами: ложки, бубен, трещотка, балалайка.
- дидактическая игра «Назови инструмент».
- дидактическая игра «Угадай, что звучит?».
Месяц: Февраль – март
Тема: «Татарский национальный костюм».
Цель:
- познакомить детей с татарской народной одеждой, украшениями и головными уборами;
- воспитывать уважение к мастерам народного искусства, традициям и культуре татарского народа;
- обогащать и активизировать словарь детей (калфак, тюбетейка, комзол, ичиги);
- разучить татарскую народную игру «Тюбетейка».
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- физическая.
Форма работы:
- познавательная беседа;
- презентация «Татарский национальный костюм»;
- игры дидактические и подвижные;
- рассматривание тематических картинок
- разучивание татарских народных игр «Тюбетейка», «Спутанные кони».
- художественное творчество (аппликация) «Кукла в татарском национальном костюме»;
- картинки с отдельными элементами костюма;
- картотека подвижных татарских народных игр;
- татарские народные сказки.
- выставка для родителей.
Результат:
- картотека подвижных татарских народных игр;
- татарские народные сказки.
- выставка для родителей.
Тема: «Украшение скатерти татарским узором».
Цель:
- обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента способом накладной аппликации;
- формировать самостоятельность и творчество детей при создании коллективной
работы;
- способствовать развитию художественного вкуса.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- физическая.
Форма работы:
- познавательная беседа;
- презентация «Татарский национальный костюм»;
- игры дидактические и подвижные;
- рассматривание тематических картинок
- разучивание татарских народных игр «Тюбетейка», «Спутанные кони».
- художественное творчество (аппликация) «Кукла в татарском национальном костюме»;
- картинки с отдельными элементами костюма;
Результат:
- картотека подвижных татарских народных игр;
- татарские народные сказки.
- выставка для родителей.
Тема: «Татарская срубная изба и национальное блюдо».
Цель:
- познакомить детей с традиционным жилищем татар;
- рассказать и показать, как выглядит изба внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить;
- дать представление о некоторых предметах татарского быта (казан, большие чаши -чара);
- рассказать о национальном блюде – чак – чак и беляши.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая.
Форма работы:
- познавательная беседа;
- презентация;
- рассматривание тематических картинок;
- дегустация татарского блюда – чак – чак;
- чтение татарских народных сказок;
- просмотр татарской народной сказки «Приключения Сабантуя».
Результат:
- презентация;
- набор тематических картинок;
- пополнение мини – музея группы татарскими предметами быта.
Тема: «Татарские народные музыкальные инструменты».
Цель:
- познакомить детей с татарскими народными инструментами (кубыз, мандолина и курай);
- воспитывать интерес к народной культуре; учить различать инструменты по звучанию.
Образовательные области:
- познавательная;
- художественно – эстетическая;
- социально – коммуникативная.
Форма работы:
- беседа;
- рассматривание картинок с музыкальными инструментами;
- слушание звучания татарских народных инструментов;
- просмотр татарского народного танца.
Результат:
- презентация «Татарские музыкальные инструменты»;
- набор картинок с изображением музыкальных инструментов.
Месяц: Апрель – май
Тема: «Башкирский национальный костюм».
Цель:
- познакомить детей с особенностями национальной одежды;
- воспитывать чувство уважения и симпатии к людям разных национальностей;
- развивать умение видеть красоту национальных костюмов;
- обогащать словарь детей (камзол, бишмэт-халат, малахай – меховая шапка, кашмау –женский головной убор, тюбетейка);
- выучить башкирскую народную игру «Юрта».
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- физическая;
- художественно – эстетическая.
Форма работы:
- познавательная беседа;
- рассматривание тематических картинок;
- рассматривание куклы в национальном костюме;
- презентация «Башкирский национальный костюм;
- разучивание башкирских народных игр «Юрта», «Медный пень».
Результат:
- презентация;
- набор картинок с изображением музыкальных инструментов.
Тема: «Башкирский палас».
Цель:
- расширять представление детей о быте башкирского народа;
- учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;
- закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами;
- развивать чувство цвета, радостное настроение.
Образовательные области:
- познавательная;
- социально – коммуникативная;
- речевая;
- физическая;
- художественно – эстетическая.
Форма работы:
- познавательная беседа;
- рассматривание тематических картинок;
- рассматривание куклы в национальном костюме;
- презентация «Башкирский национальный костюм;
- разучивание башкирских народных игр «Юрта», «Медный пень».
Результат:
- художественное творчество (аппликация) «Кукла в башкирском национальном костюме».
- пополнение мини – музея группы.
- набор картинок с элементами костюма.
- картотека башкирских народных игр и сказок.
- выставка для родителей.
Тема: «Башкирская юрта. Национальное блюдо – башкир».
Цель:
- продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи;
- дать детям элементарное представление о жилище башкир – юрта;
- показать характерные особенности украшения юрты;
- рассказать о башкирском национальном блюде – бешбармак.
Образовательные области:
- речевая
- художественно-эстетическая
- коммуникативная
- познавательная
- социально-познавательная беседа;
Форма работы:
- презентация;
- дидактическая игра «Собери юрту».
- набор тематических башкир».
Результат:
- рассматривание тематических картинок;
- дидактические и подвижные игры;
- просмотр башкирской народной сказки. иллюстраций.
- презентация по теме.
Тема: «Башкирские народные музыкальные инструменты».
Цель:
- познакомить детей с башкирскими народными инструментами (думбыра, кубыз, курай);
- обогатить словарный запас музыкальными терминами;
- формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию.
Образовательные области:
- художественно-эстетическая;
- речевая;
- социально-коммуникативная;
- познавательная.
Форма работы:
- познавательная беседа;
- рассматривание картинок с музыкальными инструментами;
- слушание звучания башкирских народных инструментов;
- просмотр башкирского народного танца.
Результат:
- презентация «Башкирские музыкальные инструменты».
- набор картинок.
Эффективность воспитания основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста не возможно без сотрудничества с родителями воспитанников.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, стендовая информация, совместные праздники, тематические беседы. Родители принимали участие в разработке некоторых дидактических игр для детей, в пополнении мини-музея группы, в организации сладкого часа «Посиделки вокруг самовара», участвовали в мероприятии «Встречи с интересными людьми», помогали организовать выездные экскурсии, будут принимать участие в совместном празднике «Масленница».
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать название города, основные достопримечательности,
геральдику;
-знать национальности жителей города (русские, башкиры, татары);
-знать и называть предметы национальной одежды людей,
проживающих на территории города;
-иметь представление о жилищах, предметах быта, национальных
блюдах, музыкальных инструментах коренных жителей Златоуста (татар,
башкир, русских);
-уметь и с удовольствием играть в подвижные игры разных народов;
-в группе должна быть создана атмосфера доброжелательности,
взаимопонимания и сочувствия, что будет способствовать развитию
толерантности, духовному, нравственному и патриотическому воспитанию
дошкольников.