Татьяна Скопцова
Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это особый период в развитии личности, когда ребенок осваивает жизненное пространство с опорой на ценности и быстро приобретаемый жизненный опыт.
За последние двадцать пять лет в российском обществе наблюдается процесс отчуждения детей и родителей, в определенной мере разрыв между поколениями. С одной стороны, повышенная занятость родителей (А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин). С другой стороны, благодаря изменившимся экономическим условиям, достижениям техники (усиленного внедрения в повседневность компьютера, мобильного телефона, электронных игровых средств) другими стали не только интересы самих дошкольников, но и изменились дети, изменилось наполнение и содержание игровой деятельности ребенка – игра стала воспитывать индивидуума.
Публикация «Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Как отмечает в своем исследовании Гудрева О. В. : «Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние годы произошли существенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира и особенности их психического развития». [5].
Советский психолог Д. Б. Эльконин в своем значительном труде «Психология игры» определил 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка [8] Он писал: «Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам».
Многие психологи, ученые-педагоги, философы, такие как: Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Дж. Леви, Р. Кайц, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинский, Й. Хейзинги и др. заложили основы общетеоретического подхода к содержанию и организации нравственного воспитания детей в игровой деятельности.
Н. Г. Алексеева, Б. Г. Ананьев, В. М. Демин, М. С. Каган, В. И. Устиненко, ГЛ. Щедровицкий и др. постоянно обращались к детальному изучению теории игры, к философско-методологического ее аспекта.
Н. П. Аникеева, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, И. И. Фришман, Г. Т. Черный, С. А. Шмаков и многие др. считали игру средством формирования личности, развития ее нравственных потенциалов.
В связи с этим, нами была разработана программа для старшего дошкольного возраста. Основным направлением в ходе разработке программы социально-педагогических мероприятий, мы взяли непосредственно игровую деятельность. Программа «Мы – дети России» включает в себя три блока игр: русские национальные игры, игры, направленные на осознание связи человека и природы и патриотические игры. Программа включает в себя такие формы работы как игра, игра по станциям, досуговое мероприятие и беседа (в ходе предварительной работы перед некоторыми играми). Мы определили ожидаемые результаты и возможные риски.
В ходе апробации данной программы мы выявили такие результаты:
- у детей расширился кругозор в разнообразии игр, что способствовало их творчеству в ходе самостоятельной игровой деятельности,
- исследуемые дети, получив знания об особенностях и культурных традициях русского народа, стали самостоятельно интересоваться более глубоко национальными особенностями русского народа в других сферах познания, например, в декоративно-прикладном творчестве, в быту русских крестьян, истории появления некоторых праздников, например, Масленица,
- у детей улучшились такие психические процессы, как память, мышление, воображение, восприятия,
- конфликтные ситуации в группе резко уменьшились, дети научились самостоятельно решать конфликты,
- сформировалось чувство коллективизма в исследуемой группе.
Таким образом, можно считать, что наши ожидания подтвердились. Однако дальнейшая работа может быть продолжена в рамках следующих вопросов: совершенствование программы для всех возрастных групп дошкольного возраста, корректировка подборки игр, а также поиск новых средств, форм и методов использования игры в нравственном воспитании дошкольников.
Список литературы:
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер. 2010 - 464 с.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. М., 1980. -112 с.
Воспитателю о детской игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 2010. – 130 с.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. СПб, Питер, 2001. С. 56-79.
Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. - 23 с.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 176 с.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.
Эльконин Д. Б., Психология игры. - 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.