Дубовова Наталья Витальевна
Воспитание навыков культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми при подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.
Публикация «Воспитание навыков культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми при подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Культура поведения для детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.
Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение. Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Контакты со сверстником приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые отношения, которые они не могут иметь с взрослыми. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых, а также на основе личного опыта.
Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками.
Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.
Задача родителей и воспитателей – воспитывать у ребенка культуру общения. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма.
Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость, заботливость. Мы учим детей : готовить рабочее место, четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельность, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, учим правильно обращаться с учебными пособиями.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, мы воспитатели уделяем большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде. Систематически проводим занятия, беседы по культуре поведения. В беседы о правилах поведения включаются примеры из жизни детей, их поступки в различных ситуациях, которые обсуждаются и оцениваются.
Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен пример взрослых – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.
Взрослые воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, бережное отношение к вещам, правильное обращение с книгой. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и становятся для них нормой поведения.
В подготовительной к школе группе навыки нравственного поведения более естественные и прочные, обретают большую широту и устойчивость, ребенок ведет себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.
Повышаются требования и к поведению детей в НОД : правильно сидеть; быть подтянутым; внимательно слушать; понимать задание с первого объяснения; хочешь спросить или ответить, подними руку; не перебивай другого; дополняй ответ товарища; будь внимательным к нему, если надо поделиться карандашами, красками; выполняй задания до конца, работай по плану, предложенному воспитателем, начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми.
Учитель, осуществляя преемственность в обучении и воспитании между детским садом и школой, опирается не только на имеющиеся у ребенка знания, но и на тот нравственный багаж, с которым он пришел в первый класс, т. е. на сформированные навыки культуры поведения. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада. Только совместная работа по воспитанию у детей навыков культуры поведения и общения как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе даст свои положительные результаты.