Оксана Шусть
Воспитание навыка культурного поведения детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание навыка культурного поведения
«Дайте, пожалуйста»
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
Публикация «Воспитание навыка культурного поведения детей дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
В детском саду маленькому ребенку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласовано с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, раздеваться и одеваться и др.). Он должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдениями чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.
По мере взросления ребенка расширяется, и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятиях»; «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пешехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила вежливости» и др. чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно знать их. Например, ему известно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извиниться, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных правил, он остро подмечает это, искренне критикует его, но не замечает, что сам поступает так же.
Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Для маленьких детей необходимы игровые приемы. Можно использовать знакомые потешки, сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намек на неопрятность, невежливость!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Используются и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Девочка-чумазая», «Девочка-ревушка» А. П. Барто; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского; «Неумейка» Я. Акима и др.
Хорошо воздействуют на ребенка к месту связанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда я ем – я глух и нем», «Кончил дело – гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, т. к. в них заложено уважение к труду взрослых (Вытер ноги, убрал за собой – значит уважаешь, труд мамы); к покою, удобству отдыху окружающих (Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям) и т. д. Взрослые помогают ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе (Если ты не умеешь, вести себя хорошо, то вызываешь у окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать).
Дети старшего дошкольного возраста способны понять, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать внимание окружающих неприлично; находясь на улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и неуважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Дети воспринимают правила поведения осознанно тогда, когда взрослые конкретно обосновывают их. Можно сказать так: «На скамейку становиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысль иначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть». Надо, чтобы она была чистой, а то можно испачкать одежду».
В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий. Во-втором случае, – рассчитаны на их осознанность, а мотивировка связывается с удобством для других, поэтому и ответственность за собственные поступки повышается.