Флюра Халиуллина
Консультация «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С первых лет жизни у ребенка необходимо формировать воспитанность. Особое внимание требует воспитание культуры поведения в быту.
Когда дети приходят во вторую младшую группу, у них еще не сформированы навыки общения, поведения в быту. Не все дети дружелюбны и приветливы. Поэтому задача формирования воспитанности у детей становится ведущей.
Публикация «Консультация „Воспитание культуры поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
Ежегодно в начале учебного года провожу собрание на тему «Содержание работы по воспитанию культуры поведения ребенка на данном возрастном этапе». Тема эта взята не случайно. Многие родители считают: дети еще маленькие, вырастут – поумнеют. Я стараюсь переубедить их, объясняю, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после пяти – перевоспитываем. Знакомлю мам и пап с задачами по воспитанию культуры поведения на учебный год и предлагаю решать их вместе.
Итак, какие приемы и методы используются мной в работе? Самый главный - личный пример. Я не ждала, пока ребенок поздоровается, здоровалась первой, находила, о чем спросить, о чем поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату (даже если не видят воспитателя). Чтобы проверить, насколько этот навык закрепился, иногда делала вид, что не вижу входящего ребенка.
Много раз говорила детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решила упражнять детей в выполнении некоторых правил.
Например, специально приглашала кого-нибудь зайти в группу, но вначале напомнила ребятам: «Что нужно сказать?» Показывала, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в ознакомлении и закреплении различных правил поведения гости-игрушки.
Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращаюсь к наглядным действиям. Предлагаю некоторым ребятам всем вместе войти в дверь. Остальные наблюдают, и им, конечно, смешно, они видят, что таким образом ничего не получается. После этого показываю или прошу кого-нибудь из детей показать, как нужно правильно входить в помещение, пропуская друг друга.
Постоянно проверяю, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все воспитанники знают, что надо поднять предмет и подать воспитателю, сказать: «Возьмите, пожалуйста, вы уронили».
Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провожу экскурсию по группе. Рассматриваем, где какие игры лежат, как расставлены машины в гараже и в домике куклы. Но и после этого некоторые дети оставляют игрушки там, где играли. Однажды после уборки в группе я спрятала вымытые куклы и машины. Пришли ребята на другой день – нет игрушек. Удивились, спросили: «А где игрушки?», я ответила: «Вы их обижали? Вы их убрали на место? Ну, тогда они обязательно вернутся».
Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень удручает меня недоброжелательный тон некоторых детей. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят, а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты.
Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя я сделала такой вывод: надо воспитывать культуру поведения собственным примером.
Рассказываю родителям, над чем им нужно работать дома. Обращаю внимание, если происходят изменения к лучшему в поведении детей, спрашиваю, как им это удалось и использую опыт родителей в своей работе.
На собрании я не читаю родителям утомительных докладов, а беседую с ними, предлагаю, например, вопросы: «Как ваш ребенок общается со сверстниками? «Как ведет себя в общественных местах?». Провожу регулярно практикумы, на которых мы с родителями ищем решения конкретных задач, обыгрываем сложные ситуации.
После наших встреч родители уходят задумавшись. Но надо признать, что работа с семьей не достаточно эффективна. Она будет продолжаться все время, пока дети посещают детский сад. Нужно убедить родителей в том, что они ответственны перед государством и обществом за воспитание своих детей.
Халиуллина Ф. З, воспитатель МДОУ №17