Ильсияр Ахметова
Воспитание любви к родному языку в детском саду
Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким-нибудь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.
Любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым ты живёшь. В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его родина.
Публикация «Воспитание любви к родному языку в детском саду» размещена в разделах
О необходимости знания родного языка говорил и Сухомлинский: "Сколько я знаю языков, столько раз я человек, но богатство, воплощённое в сокровищах языков других народов, остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты". Родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю. Работа по краеведению осуществляется во всех группах, начиная с младшего дошкольного возраста. Для этого в нашем детском саду созданы все условия. Функционируют группы с обучением татарской и башкирской разговорной речи, которые оборудованы всем необходимым для изучения родного языка. В 2001 году силами сотрудников создали мини музей краеведения. Музей обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. В нашем музее регулярно проводятся занятия кружков “Жемчужины” (по обучению татарской разговорной речи) Янгировой Р. Ф. и “Истоки” (по обучению башкирской разговорной речи) Садыковой А. М. На занятиях дети знакомятся с подлинными предметами быта и прикладного искусства, с национальной одеждой народов РБ, с образом жизни наших предков. И, конечно, пополняют словарный запас на родном языке.
Наши сотрудники с удовольствием делятся опытом работы по изучению и сохранению родного языка с коллегами из других дошкольных учреждений. Так в 2010 году провели методическое объединение воспитателей национальных групп ДОУ Калининского района на тему: "Хлеб – источник жизни", где приглашенным гостем была М. М. Кульмухаметова, член редакционной коллегии журнала "Панорама Башкортостана". А в феврале 2012 года на базе нашего детского сада прошёл семинар "Татарские праздники и развлечения в детском саду", где дети показали свои знания и умения на развлечении "Как у наших у ворот", а педагоги делились опытом работы. Ведь на праздниках дети – активные участники действа, а не зрители. Они поют песни, рассказывают стихи на башкирском и татарском языках – это закрепляет произношение. Не секрет, что даже дети татарской и башкирской национальности не обучены родителями своему языку. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков.
Будучи руководителем методического объединения педагогов национальных групп ДОУ Калининского района города Уфа стараюсь организовать полноценную работу по сохранению и изучению родных языков в дошкольном учреждении. На семинарах, обсуждая вопросы, касающиеся родного языка, мы пришли к выводу, что без участия родителей данную проблему не решить. Необходимо вести систематическую работу с родителями по сохранению родного языка. Родители были бы рады, чтобы их дети знали свой язык, но не знают, что делать для его сохранения. Отрадно, что в настоящее время выпускаются специальные пособия на родном языке, по которым можно заниматься с ребенком дошкольного возраста в семье. И нам, педагогам, необходимо уметь предлагать родителям нужную литературу или пособие. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о нашем родном языке. Именно поэтому родной язык, как отец и мать, должен стать неотъемлемой частью души ребенка.