Филимонова Надежда
Воспитание культуры поведения в средней группе
▼ Скачать +Заказ
С первых лет жизни ребёнка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. В успешном решении этой задачи значительная роль отводится педагогу. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские, товарищеские отношения с детьми, простота в общении, душевность готовность прийти на помощь - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей.
Публикация «Воспитание культуры поведения в средней группе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Средняя группа
- Темочки
Понаблюдав за детьми своей группы, составила таблицу, в которой отметила уровень культуры поведения каждого ребенка. Стало ясно, с какими детьми и над чем именно надо работать. Многие ребята здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, не называли няню по имени-отчеству. Илья, Рамиль утром приходили в группу с криком и рёвом. Аня, Варя, Давид не любили убирать игрушки на место Некоторые дети были неприветливы, недружелюбны.
Конечно, задача, которую я перед собой поставила, не могла быть решена без помощи семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Поэтому я предусмотрела и работу с родителями. Провела собрание на тему "Значение культуры поведения в развитии личности ребенка". Многие родители считали: дети ещё маленькие, вырастут-поумнеют. Я старалась переубедить их, объясняла, что ребёнка воспитываем до пяти лет, а после-перевоспитываем. Познакомила родителей с поставленными задачами и предложила решать их вместе.
Итак, свою работу начала с личного примера. Не дожидалась, пока ребёнок поздороваться, первой здоровались сама, находила, о чём спросить, о чём поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату. Чтобы проверить, насколько этот навык закрепился, иногда делала вид, что не вижу входящего ребёнка. Обращалась к игровым приёмам. Например, Майя, зайдя в группу, сразу направилась к игрушкам. Говорю ей: Ой, Майя, ты что-то потеряла". Остановилась, осматривает себя: "Нет, ничего не потеряла. "- Ну тогда забыла дома. " (Дети заинтересованно смотрят, подходят ближе). "- Ничего не оставила. " "- Ну тогда, наверно, это слово за дверью спряталось. Иди, Майя, найди его. "Девочка, конечно, догадывается, что это за слово, весело бежит в раздевалку, возвращается и здоровается. В результате у многих ребят выработалась привычка подойти, поздороваться, поделиться с воспитателем новостями. Большого труда стоило научить Илью и Рамиля приходить в детский сад без слёз и капризов. Использовала и убеждение, и пример, и помощь родителей. Но самым эффективным средством оказался Клоун (игрушка, который смешно копировал детей. Всей группой обсуждали его поведение, а затем дети показали Клоуну как надо приходить в детский сад (конечно просила это сделать тех ребят, которые неправильно вели себя). Много раз говорила детям: если кто-то вошёл в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решила упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально приглашала кого-нибудь зайти в группу и вначале напоминала ребятам: "Что нужно сказать?" Показывала, как предложить зайти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки -гости, куклы, клоун. Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращалась к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым ребятам всем вместе войти в дверь. Остальные наблюдали, и им, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или просила кого-либо из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга. Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. В начале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: "Возьмите, пожалуйста, вы уронили. "Или стою в дверях, а ребёнку нужно пройти. Он в одну сторону, а я как бы ненароком повернусь туда же. В конце концов он догадывается попросить: "Пропустите, пожалуйста. " Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провела экскурсию по группе. Рассмотрели, где какие игры лежат, какой порядок в гараже и домике. Но и после этого некоторые дети оставляли игрушки там, где играли. Однажды после уборки в группе я спрятала вымытые куклы и машины. Пришли ребята на другой день -нет игрушек. Удивляются, спрашивают меня, а я шутливым тоном говорю: "Вы их не обижали? Вы их убирали на место? Ну тогда они обязательно вернутся. "
Очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым (родителям, педагогам, няням). Для её решения использовала разные методы: занятия "Чем можно порадовать маму", "У нас в гостях бабушка", "Мама-самое дорогое слово на свете", беседу "Доставляй людям радость добрыми делами", чтение художественной литературы, например, В. Осеевой "Просто старушка", Е. Благининой "Вот какая мама" с последующим обсуждением поступков героев. Готовили подарки к праздникам родителям. Каждый раз я подчеркивала: Вот мама (папа)обрадуется". Беседовала с детьми об их родителях, о том, где они работают, что делают, как, наверное, устают на работе. И ребята проникались сочувствием, готовы были помогать своим мамам, папам. Очень хорошее качества-умение ценить и уважать труд другого. Мы стараемся прививать его детям. Например, обращаю внимание на чистоту в группе, на чистые дорожки, веранды на площадке. Спрашиваю: "Кто же это все убирает, легко ли им делать? А что можно сделать, чтобы облегчить их труд?".
Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелание уступить место, принять в игру сверстника. Большое внимание уделяла показу образцов культурного поведения в разных ситуациях (например, проводила игру "Почему игрушки не захотели играть с Мишуткой?"). Такой приём давал возможность своевременно предупреждать конфликты, закреплять положительное во взаимоотношениях детей. Очень важно вовремя показать или объяснить ребенку способ правильного поведения. Например, Василисе нужно пройти в умывальную комнату, а на её пути Кирилл играет с машиной. Василиса молча толкает Кирилла, настойчиво пробирается вперёд. Останавливаю её и говорю: " А я бы попросила Кирилла: "Пропусти меня, пожалуйста. "Кирилл подвинулся, и я прошла. Попробуй, Василиса, сделать так же. "Объясняла детям, что если немного подумать, то можно обойтись без конфликта. Например, в раздевалке Маша заняла место у шкафчика Ани. Девочка её выталкивает, сердится, жалуется мне. Я ей шепчу на ухо: "Давай проверим силу "волшебного слова, только его нужно сказать ласково"-и уже громче, чтобы Маша слышала, говорю: "Я уверена, что Маша сразу же уступит тебе место. "При чтении художественных произведений обязательно обращала внимание детей на отношение автора к драчунам грубиянам и т. д. (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?"). Особенно заметны отношения между детьми в играх. Аня грубо кричит: "Дочь, я кому говорю, иди сюда! " Я тут же вмешиваюсь: Мама добрая, ласковая. Лиза, скажи Ани, как нужно звать дочку. "Шофер" Давид кричит: "Быстро все заходите в автобус, а то сейчас уеду. "Давид, -говорю- тебя все пассажиры испугаются и пешком пойдут. Надо вот так сказать: "Товарищи пассажиры! Займите места, пропустите вперёд мам с детьми. "Играют дети и один ребёнок шлё пает другого со словами: "Ты будешь слушаться!" Как уродливо проявляется в игре детей та взрослая жизнь, которую они копируют. И я ещё раз убеждаюсь: без участия родителей ничего у меня не получится. Поэтому проводились для родителей консультации, беседы: "Поведение -показатель воспитанности", "Воспитание положительных привычек", "Как знакомить детей с нормами поведения", "Как ваш ребёнок общается со сверстниками?", "Как ведёт себя в общественных местах". Проводила практикум "Как бы вы поступили в данной ситуации".