Костарева А П
Воспитание как педагогический процесс
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сущность воспитания.
Центральной категорией в педагогике, которую определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка.
Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом
изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:
Публикация «Воспитание как педагогический процесс» размещена в разделах
• философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое,
нравственное и эстетическое отношение человека к миру
• психология выявляет индивидуальные, возрастные и групповые особенности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки для ведения процесса воспитания
• общая педагогика исследует сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса, закономерности, тенденции и перспективы развития
• социология изучает социальные проблемы развития личности
• этнография рассматривает специфику воспитания народов мира в контексте исторического развития и современности
• экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства
• правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания, правовыми нормами, регламентирующими статус, права и обязанности государства, его институтов и граждан в сфере воспитания
• биология, физиология и генетика исследуют наследственные особенности развития, влияющие на процесс и результаты воспитания
Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности.
Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурноисторическая преемственность поколений.
Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно
организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами)
• формирование
• развитие
• саморазвитие
• самовоспитание
Воспитание как педагогическое явление не может изменить унаследованные
физические данные, врожденный тип нервной деятельности, состояние географической, социальной, домашней или других сред.
Но оно способно оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений
Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.
1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на
воспитанника.
2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет
характер воздействия педагога на воспитанника.
3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и
воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе
воспитания и определяет его субъектную позицию.
4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий
конкретные качественные и количественные изменения личностей, с
которыми взаимодействует воспитатель.
Воспитательному процессу присущи следующие функции:
а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое
создание условий их проявления и развития;
б) организация учебно-воспитательной деятельности детей;
в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка;
г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по
возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность;
е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.
Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление выступает составной частью воспитания как общественного явления, охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.
2. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса.
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.
В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два
взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса :
1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность,
направленная на передачу подрастающим поколениям и освоение ими совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей;
2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность,
призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре
образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.
1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения
осуществляются одним и тем же человеком и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.
2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах, достижениях человеческой культуры, многообразии видов профессиональной деятельности и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.
3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект, реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых в
целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику Целью
процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.
1. Воспитание – целенаправленный процесс это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе.
2. Воспитание – многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания.
3. Воспитание – субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов.
4. Воспитание – процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от
момента непосредственного воспитательного воздействия.
5. Воспитание – непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю». /
6. Воспитание – комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств.
7. Воспитание – двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь