Александр Владимирович Гришин
Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание это одно из важнейших понятий науки педагогики наряду с такими понятиями, как образование, обучение, социализация, развитие.
Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего мира, воспитания духовности, нравственности, формирования активной жизненной позиции. При этом в условиях современного информационного общества практически любой человек может легко отыскать массу пособий по организации воспитательного процесса в школе, в которых приводятся пошаговые разработки воспитательных занятий, игр, внеклассных дел. Однако профессиональному педагогу необходимо глубокое осознание научных основ своей деятельности. Вместе с тем, именно таких современных технологий, обновленных знаний зачастую не хватает педагогам. Обратимся к теоретическим основам воспитания.
Публикация «Воспитание как целенаправленный сознательно контролируемый процесс развития личности ребенка» размещена в разделах
Воспитание - одна из основных категорий педагогики и психологии, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат развития личности. Чтобы разобраться в сущности данной категории, необходимо соотнести ее с другими - образование, обучение, социализация, развитие.
Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Функция образования заключается в передаче знаний, социального опыта, культуры, ценностей от поколения к поколению людей. При этом важен факт не просто передачи, но и некоторого приращения в процессе наследования, что является залогом развития человечества. Мы должны осознано понимать, как правильно нужно подходить к воспитанию детей и подростков, нужна лояльная психология к каждому из них, в осозновании в том что они будущее наше, и как мы вложим в них социально правильные знания, с тем мы и будем потом жить.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 Закона об образовании).
Таким образом, современное образование уже не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении. Воспитание есть процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника и является неотъемлемой составной частью образования.
Развитие - изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т. е. движущих причин совершающегося изменения. Основные факторы развития человека можно разделить на три группы: внешние (природная и социальная среда; целенаправленная деятельность общества и его институтов, внутренние (индивидуальные психофизиологические особенности организма; наследственность и генетика) и субъективные факторы развития (собственная активность человека, его духовность, способность к самосовершенствованию; самовоспитание).
Социализация - процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, определяющий, каким образом он становится компетентным членом общества. В широком философском смысле слова термин "социализация" используется для обозначения процесса, входе которого человеческий индивид с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Механизм социализации состоит из взаимосвязанных процессов адаптации человека, его индивидуализации и интеграции в общество.
Процесс социализации протекает в ситуации большой социальной вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Социальная вариативность, или социальное многообразие, - необходимый атрибут гражданского общества, характеризующегося мобильностью, плюрализмом мнений и взглядов. Ведущим признаком социализации становится само выделение человека из себе подобных, т. е. становление и развитие человеческой субъектности. Таким образом, социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс. Социализация - с одной стороны, процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его собственной деятельности, включения в социальную среду.
Социализация сопровождает развитие человека, но не идентична развитию.
Таким образом, воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности воспитанника, притом это процесс социальный в самом широком смысле. А. С. Макаренко утверждал: «Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди.»
Из них на первом месте - родители и педагоги. Мы должны работать с родителями напрямую, чтобы помочь в воспитании и понимании социума, в котором находятся дети, и исходя из этого разрабатывать психологический план к каждому ребенку.
Школа за последние 20 лет претерпела существенные изменения, объективно вызванные жизнью. Необходимость модернизации образования возникает, когда осознается противоречие между новой системой требований к результатам образования (как единого процесса воспитания и обучения) реальными результатами, на которые ориентирована образовательная программа.
В процессе освоения основной образовательной программы общего образования у школьника должны быть сформированы три вида результатов: личностные, метапредметные и предметные. То есть важная идея современного образования- отказ от академической основы образовательного процесса в пользу образования, направленного на развитие личности обучающегося, его субъектности (самостоятельности).
Воспитание охватывает все сферы жизни ребенка (учебу, труд, спорт, развлечения, досуг, свободное общение со взрослыми, родственниками и детьми в различных средах, а не только школьную жизнедеятельность. Школа не может одна решать проблемы воспитания. В воспитании принимают участие и активно взаимодействуют:
а) субъекты: учителя, воспитатели, педагоги, родители, родственники, старшие товарищи; одноклассники, друзья, сверстники, виртуальные товарищи;
б) социальные институты: школы и учреждения системы коррекционного и социального воспитания; семья; учреждения дополнительного образования; детские организации - движения, детские театры, коллективы; скаутские отряды; летние и городские лагеря; специализированные образовательные организации; интернет-форумы и сайты; церковь; воскресные (религиозные) школы и общины и т. п.
Все они так или иначе в большей или меньшей степени принимают участие и определяют направление и содержание процесса воспитания ребенка, оказывая влияние на его личность.
Исходя из институционального признака выделяют следующие виды воспитания : семейное; школьное; внешкольное; конфессиональное (религиозное); воспитание по месту жительства (общинное); воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях.
Школа - единственный социальный институт, через который проходят почти все граждане России, и школа является индикатором и носителем ценностного и морально-нравственного состояния общества.
Определим сферы школы, в которых происходит воспитание учащихся.
1. Уклад школьной жизни, стиль школьной жизнедеятельности, явные или неявные нормы и правила организации, особенность со организации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы.
2. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование и реализация воспитательной задачи.
3. Классные часы.
4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.
5. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные праздники, слеты, занятия, проекты и др.
6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.
7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулки).
8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.
Воспитание охватывает все названные сферы, и правильное использование их возможностей для реализации воспитательных задач входит в круг профессиональных обязанностей педагога.
P.S. Учиться и учить других это достижение и честь, передаваемая из поколение в поколение. Я горжусь, теми людьми которые тратят свою жизнь на это искусство учить. Уважаемые педагоги-психологи, я рад работать вместе с Вами! желаю Вам успехов и новых побед в труде. Пусть Ваш профессионализм, который гармонично переплетается с человечностью, добросердечностью приобретает яркие краски этой непростой, но замечательной жизни. Всегда с Вами (доктор души и тела А. В. Гришин)