Миннегуль Кадыргулова
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ПРАВИЛ В ВОСПИТАНИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ
И ОТНОШЕНИЙ
Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свои поступки, ориентироваться на правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует устранению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше дети, тем всё острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание гуманных чувств“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В самом деле, всегда ли поступок ребёнка отражает его нравственную значимость? Утвердительно ответить на этот вопрос можно лишь в том случае, если ребенка побуждают к определенному поступку нравственно ценные мотивы.
Проведение с детьми бесед нередко свидетельствует о недостаточно сформированных нравственно ценных мотивах. Одни дети ориентируются на получение одобрения, похвалы, другие -на окружающих сверстников. И лишь небольшая часть детей связывает выполнение правил с самооценкой. осознанием себя, своего "Я", испытанием чувства собственного достоинства.
Правила поведения могут быть условно объединены в несколько групп:
* правила, регулирующие отношения к сверстникам;
* правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;
* правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.
Однако знания детей недостаточны, чтобы они стали средством воспитания дошкольников. Сопоставление ответов детей с их реальным поведением нередко свидетельствует о наличии "нравственного формализма", т. е. обнаруживается разрыв между знаниями о том, как следует поступать, и реальными поступками детей. Возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует вести себя в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения.
Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, включает в себя:
* установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;
* воспитание у детей ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;
* обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребёнка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения книг, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей. (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо", Н. Калинина "Разве так играют?", В. Осеева "Строитель".
В целях предупреждения морализирования при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.
Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает детей удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.
Хорошую помощь окажет и метод создания проблемных ситуаций, в которых дети встают перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. Очень полезно рассказывать детям про хорошие поступки сверстников, на которые они не обратили внимание.
Таким образом, под влиянием растущего осознания значимости правил и необходимости их выполнять, поведение детей становится более организованным, повышается степень активности и самостоятельности, накапливается опыт эмоционально-нравственных отношений между ними за счет растущего эмпатийного отклика на переживания сверстника, повышается уровень нравственных мотивов, побуждающих к положительным поступкам.