ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста с помощью игр-бродилок
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Таким образом, привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования.
Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.
Сегодня мы хотели бы раскрыть особенности игр-бродилок, которые мы широко используем в своей системе духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста с помощью игр-бродилок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игра-ходилка. Настольные игры-бродилки
- Игры для детей
- Темочки
Игры-бродилки - это жанр познавательных игр, в которых игроки перемещаются по игровому миру и исследуют его, собирают предметы, взаимодействуют с персонажами и выполняют задания.
Игры-бродилки могут быть как сюжетными, так и не сюжетными. Сюжетные игры-бродилки - это игры, в которых присутствует история и персонажи, с которыми игрок может взаимодействовать. В несюжетных играх-бродилках игрок просто исследует мир, собирает предметы и выполняет задания без сюжета.
В процессе игр педагог может решить следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
- сформировать в детях способность сопереживать, умение взаимодействовать с детьми и взрослыми;
- помочь детям узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения;
- дать воспитанникам возможность узнать слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику.
Простые игры-бродилки вы легко сможете найти на просторах интернета, сегодня мы хотели бы поделиться с вами авторской игрой «Рождественский путь», которая была изготовлена по принципу игры-бродилки творческой группой нашего детского сада.
Цель.
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Задачи.
- Исследовать историю и традиции праздника Рождества.
- Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
- Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
- Сформировать у детей понимание добродетелей как сплава нравственных качеств личности и её противоположной стороны пороков как проявления аморальных качеств души.
- Подвести воспитанников к осознанию важности добродетели, как характеристики личности, по которой его оценивают люди.
- Развивать этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлении о нравственных нормах.
- Воспитывать у детей бережное отношение к культуре.
Структура.
Календарь представляет собой белое полотно размером 130х90 см, на котором справа изображен Храм, как место сосредоточения православной веры и христианских традиций, а слева – вертеп с Вифлеемской звездой, как символ Рождества Христова. От храма к вертепу ведет тропинка с числами-датами на липучках. В нашем календаре все воскресные дни отмечены красным цветом, так же, как и 2 значимых православных праздника: 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы и 19 декабря – день свт. Николая Чудотворца. По дорожке двигается бумажный ангелочек (крепится на липучке вместо даты наступившего дня) и показывает сколько дней осталось до Рождества.
В нашем календаре сверху размещены добродетели, выделенные красным цветом, а снизу – пороки черного цвета. Символическим изображением добродетелей у нас стала ёлочка, дурные же качества мы обозначили темным ветвистым деревом без листьев. Ёлочки и деревья в достаточном количестве размещены в кармашках рядом с добродетелями и пороками соответственно.
В течение дня дети за свои поступки получали ёлочку или дерево без листьев. После дневного сна подводился итог – мы на липучке прикрепляли рядом с наступившим днем ёлочку или дерево, в зависимости от того, каких поступков дети совершили в этот день больше. Чем ближе Рождество, тем гуще становился лес вдоль тропинки.
В итоге в нашем календаре «Рождественский путь» ёлочек оказалось больше, чем ветвистых деревьев. Если получится не так, это повод задуматься и измениться. Наглядные силуэты деревьев помогают детям с помощью зрительного образа оценить свое поведение и корректировать его, чтобы лес был ярким и зеленым, а не темным. Данный подход помогает педагогам учить детей анализировать свои поступки и поступки других детей и, как итог, приобретать больше положительных черт характера, нежели отрицательных.
Взяв подобный календарь за идею, родителям воспитанников можно предложить изобрести свой вариант Рождественского пути, отмечая на нем не только хорошие и плохие поступки детей, но и родителей. Ведение подобного календаря может стать хорошей семейной традицией каждый вечер обсуждать пройденный день, таким образом, возрождая семейные вечера за круглым столом.
Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках.
В заключении хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание следует воспринимать как целостную систему средств и приёмов развития детей. Работа педагога по формированию в каждом ребёнке моральных качеств выходит за пределы детского сада. Воспитатель активно взаимодействует с родителями — восстанавливаются и укрепляются семейные ценности. Не забывайте, формирование гуманистов и патриотов начинается в раннем детстве, а основными проводниками выступают игры, в том числе игры-бродилки.
Благодарим за внимание.
В памятку
Этапы работы по обучению детей дошкольного возраста играм-бродилкам
Работу по обучению детей играм-бродилкам необходимо строить в несколько этапов:
1 этап: подготовительный
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения : углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
2 этап: проведение игры
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);
- проведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
3 этап: анализ проведенной игры
- направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры.