Любовь Шнотина
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Первые шаги»
Проект направлен на формирование гражданского самопознания у воспитанников Центра, на расширение и углубление знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Проект охватывает разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святости. В основе проекта лежат ценностные маяки, которые освещают путь деятельности и общения воспитателей и воспитанников, те значимости, которые соответствуют потребностям развития человека как члена общества и как индивидуальности. Рассматривается ценность «Родина» : «большая» и «малая» Родина, как великая страна с великой историей, и тот клочок земли, где ты родился и рос, где познал первые радости и неудачи. С этим тесно связано понятие «патриотизм» как отношение к Отечеству, содействие его благу, как элемент жизни современного человека. Большое место в проекте уделено мотивации. Важно осознание воспитанниками целевой установки при ознакомлении с различными темами: подготовка к взрослой жизни, оценка различной обстановки и жизненных ситуаций, своих возможностей, умение сделать правильный выбор.
Публикация «Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию „Первые шаги“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма»
Н. Г. Чернышевский
Цель: возрождение в сознании детей чувства истинного патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в детях граждански активных, социально-значимых качеств, служащих укреплению любви к Отечеству, своему народу и уважению к государству.
Задачи:
• Воспитание гражданского самосознания и сохранение верности Родине.
• Воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ.
• Углубление знаний детей об историческом прошлом Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
• Активная пропаганда здорового образа жизни.
• Широкая пропаганда героики российского народа.
• Привитие уважения к людям, защищавшим свободу Родины.
• Знакомство с понятиями «государство», «гражданин», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «законы страны».
• Возрождение духовных традиций русской семьи.
• Оказание помощи детям в воспитании уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Методы работы по реализации проекта :
• экскурсии;
• встречи с интересными людьми, беседы;
• организация праздников, научно-познавательных игр;
• проведение сюжетно-ролевых игр;
• проведение выставок декоративно-прикладного творчества воспитанников, конкурсов;
• исследовательская деятельность воспитанников, краеведческая и поисковая работа;
• тестовые задания и викторины;
• коллективно-творческие дела;
• просмотр и обсуждение видеофильмов.
Воспитательные методы :
• вовлечение в деятельность;
• сотрудничество;
• доверие и поддержка;
• увлечение;
• открытый диалог;
• коллективный анализ и оценка;
• контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения;
• личный пример;
• метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
Работа по реализации проекта включает в себя обеспечение воспитанников необходимыми знаниями, выработку у них умений и навыков, воспитание чувств. Основными направлениями реализации проекта являются :
• «Я и семья»;
• «Мой край родной»;
• «Я – гражданин России»;
• «Ветеран».
Каждое из данных направлений включает в себя ряд мероприятий различной формы, направленности, но подчиненного единой цели – формированию у воспитанников гражданской позиции, воспитанию безграничной гордости и любви к Родине.
Основные принципы реализации проекта :
• энциклопедичность – отбор содержания знаний из разных областей действительности;
• интеграция – отбор содержания материала для понимания детьми целостной картины мира;
• доступность – соответствие содержания возрастным возможностям и психическим особенностям воспитанников;
• креативность – акцентирование внимания на необходимости творческого подхода ко всем решаемым проблемам;
• культуросообразность – стремление к духовно-нравственному содержанию обсуждаемых тем;
• Комплексность:
1) связь с широким кругом специалистов: юристами, психологами, социальным педагогом, сотрудниками музеев, школ и т. д. ;
2) содержание концентрируется в темах-комплексах.
Ожидаемые результаты.
1. Качественные показатели:
• достижение определенного уровня компетентности в знаниях; осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;
• правовое просвещение детей;
• желание анализировать полученную информацию;
• осознанное отношение к своему здоровью;
• уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности;
• удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей;
• повышение уровня воспитанности детей, изменение их в лучшую сторону;
• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
• снижение уровня тревожности;
• приобщение детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного патриота;
• вовлечение в творческую деятельность, развитие творческих способностей;
• способность к сопереживанию;
• повышение социального опыта детей.
2. Количественные показатели:
• количество несовершеннолетних воспитанников Центра, принявших участие в реализации проекта – 200 чел. ;
• вовлечение в проект специалистов ГУ СРЦН «Причал надежды»
• вовлечение в проект специалистов музеев, библиотек -100 чел.
Методы представления результатов:
- методическое объединение психолого-педагогических работников, СМППС на базе ГУ СРЦН «Причал надежды».
Механизм реализации проекта.
Патриотизм формируется в процессе социализации и воспитания детей. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами Центра. Большую роль здесь играют и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, учреждения культуры и спорта, общественные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, кровнородственные связи и отношения
Музей народного творчества
Выставочный центр «Радуга»
Краеведческий музей
Кинозалы «Руслан», «Космос»
«Причал надежды»
Библиотека № 5, 28
Мемориальный центр
Музеи школ Заволжского района
Школы искусств № 8, 10
Молодежный клуб
ТЮЗ
МУ «Симбирцит», подростковый клуб «Антей»
Актуальность проекта.
Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим, более криминально, все более негативно относится к общественно-полезной деятельности. Маленький процент молодых людей связывают счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу. Многие заявляют о готовности покинуть Россию, о ненужности воинской службы. Очевидно, что недостаточно разработана система по проблеме патриотического воспитания человека – гражданина, патриота. Это находит отражение во многих Российских документах. Проблемой патриотического воспитания молодых занимаются не только военно-патриотические, спортивно-молодежные клубы, но и все детские общеобразовательные и социозащитные учреждения. За последнее время в регионе достигнуты положительные результаты в данном направлении, однако остаются и нерешенные проблемы. Это:
• недостаточно разработана система по проблеме патриотического воспитания;
• не сформированы представления о духовно-нравственных и социальных ценностях;
• низкий уровень знаний детей об истории малой и большой Родины;
• отсутствие гражданской позиции;
• не сформирована ответственность у социально- дезадаптированных детей за самих себя;
• недостаточный уровень знаний детей о своих национальных корнях, обычаях и традициях своего народа.
В нашем учреждении находятся несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не имеющие возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Мы имеем хорошие возможности для реабилитационной работы с детьми, для их дальнейшего жизнеустройства. Очень важно организовать разновидную деятельность так, чтобы наши воспитанники с несформированными гражданско-патриотическими качествами, социально-дезадаптированные дети могли вступать во взаимодействие с наибольшим количеством явлений и ценностей, добиваться определенного уровня гражданственности, ответственности, организовать совместное осмысление реальной жизни и роли таких ценностей как «Родина», «Патриот», «Семья» для людей и для отдельного человека. Необходимо воспитание детей на примерах истории приобщения их к опыту предшествующих поколений.