Надежда Фролова
Воспитание дошкольников в духе русских традиций
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания- нет духовности, без духовности нет личности- нет народа как исторической личности», - писал педагог публицист Г. Н. Волков».
21 век- время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.
Публикация «Воспитание дошкольников в духе русских традиций» размещена в разделах
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня - не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, сказки, произведения народного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности народного быта, талант, трудолюбие, оптимизм людей предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Подчеркивая значения искусства для разностороннего развития человека известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».
Психологами и физиологами доказано, что ребенок, «запертый» в ограниченном пространстве комнаты с телевизором и компьютером, страдает от дефицита сенсорных представлений. Более того, неконтролируемое общение с новейшими техническими изобретениями (прежде всего с компьютером, по мнению многих ученых, оказывает отрицательное воздействие на формирование интеллекта. Такой ребенок не учится анализировать поступающую информацию, не пропускает ее «через сито» полезности и важности, а «заглатывает» целиком, многие дошкольники усваивают знания формально, не умеют ими пользоваться, не владеют умением самостоятельно их добывать.
Педагоги хорошо знают, что дошкольник существо социальное, стремящееся к познанию, интересоваться общественными явлениями, изучать нравственные эталон «хорошо-плохо»,
«красиво-не красиво», «ценно- не нужно», и т. д. Таким образом, процесс изучение окружающего мира тесно связан с нравственным становлением личности, с формированием гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, учится понимать себя и других, взаимодействовать с людьми. Изучение нашего общества, отдельных ярких страниц истории российского государства, культуры народа населяющих его, создает предпосылки для формирования высших нравственных чувств. Это процесс длительный и трудный, но первые «зерна» любви к родине, уважение к ее истории и культуре могут быть «посеяны» уже в дошкольном возрасте. Конечно, формирование этих жизненных ценностей во многом зависит, по словам Л. С. Выготского, от «социальной ситуации развития», в которую попадает ребенок. Педагоги должны показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях. Дети должны не только знать о родной стране, но и переживать за ее прошлое, настоящее, будущее, за ее судьбу. А поскольку большая родина всегда начинается с малой- своей семьи, двора, дома, школы, улицы, то и ознакомление с историей своей страны целесообразно начинать с изучения родного края. Использование краеведческого материала- важное условие осознания своеобразия родного края как части большой страны.
Более того, у дошкольника возникает потребность искать свое место в обществе
Поэтому сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.
Одна из основных задач духовно- нравственного воспитания дошкольников- формирование общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура- кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемое из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды, праздники. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, выступают и как разнообразные средства, и как формы воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к русской культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно- прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
К формам относятся детские фольклорные праздники, знакомство с обрядами и обычаями, народные игры.
Праздник вообще, а детский в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное.
Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, присущие праздничные ситуации, способствуют формированию нравственности как основа духовной культуры.
Фольклорные праздники, как правило, выполняют целый комплекс социальных функций.
Народные праздники, с обрядами, хороводами, песнями и играми- это сильнейший источник познания народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую можно при желании увидеть, наблюдая за природой.
Русский народ сохранил и продолжает отмечать многие праздники не только потому, что широк душою, но и потому, что, прежде всего, богат историей, своими корнями, традициями.
Русская народная культура- сплав, в котором собрано, все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдение за природой и земледельческий цикл, устное творчество и народные игры, декоративно – прикладное искусство, весь круг земного бытия.
Приобщая старших дошкольников к истокам русской народной культуры, необходимо донести до их сознания, что они являются носителями этой культуры.
Основная цель системы работы в данном направлении- развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры
Говоря о ценности народного искусства в воспитании дошкольников, следует отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности; создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая чувство радости, удовольствия, самоутверждения. Занимаясь художественно- творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, защищенности. Работа всех творческих коллективов дошкольных организаций строится на основных принципах, определен ФОП.