Получи документы

Воспитание дошкольников в духе русских традиций

Надежда Фролова
Воспитание дошкольников в духе русских традиций

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания- нет духовности, без духовности нет личности- нет народа как исторической личности», - писал педагог публицист Г. Н. Волков».

21 век- время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.

Публикация «Воспитание дошкольников в духе русских традиций» размещена в разделах

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня - не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, сказки, произведения народного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности народного быта, талант, трудолюбие, оптимизм людей предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Подчеркивая значения искусства для разностороннего развития человека известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».

Психологами и физиологами доказано, что ребенок, «запертый» в ограниченном пространстве комнаты с телевизором и компьютером, страдает от дефицита сенсорных представлений. Более того, неконтролируемое общение с новейшими техническими изобретениями (прежде всего с компьютером, по мнению многих ученых, оказывает отрицательное воздействие на формирование интеллекта. Такой ребенок не учится анализировать поступающую информацию, не пропускает ее «через сито» полезности и важности, а «заглатывает» целиком, многие дошкольники усваивают знания формально, не умеют ими пользоваться, не владеют умением самостоятельно их добывать.

Педагоги хорошо знают, что дошкольник существо социальное, стремящееся к познанию, интересоваться общественными явлениями, изучать нравственные эталон «хорошо-плохо»,

«красиво-не красиво», «ценно- не нужно», и т. д. Таким образом, процесс изучение окружающего мира тесно связан с нравственным становлением личности, с формированием гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, учится понимать себя и других, взаимодействовать с людьми. Изучение нашего общества, отдельных ярких страниц истории российского государства, культуры народа населяющих его, создает предпосылки для формирования высших нравственных чувств. Это процесс длительный и трудный, но первые «зерна» любви к родине, уважение к ее истории и культуре могут быть «посеяны» уже в дошкольном возрасте. Конечно, формирование этих жизненных ценностей во многом зависит, по словам Л. С. Выготского, от «социальной ситуации развития», в которую попадает ребенок. Педагоги должны показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях. Дети должны не только знать о родной стране, но и переживать за ее прошлое, настоящее, будущее, за ее судьбу. А поскольку большая родина всегда начинается с малой- своей семьи, двора, дома, школы, улицы, то и ознакомление с историей своей страны целесообразно начинать с изучения родного края. Использование краеведческого материала- важное условие осознания своеобразия родного края как части большой страны.

Более того, у дошкольника возникает потребность искать свое место в обществе

Поэтому сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.

Одна из основных задач духовно- нравственного воспитания дошкольников- формирование общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура- кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемое из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды, праздники. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, выступают и как разнообразные средства, и как формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к русской культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно- прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

К формам относятся детские фольклорные праздники, знакомство с обрядами и обычаями, народные игры.

Праздник вообще, а детский в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное.

Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, присущие праздничные ситуации, способствуют формированию нравственности как основа духовной культуры.

Фольклорные праздники, как правило, выполняют целый комплекс социальных функций.

Народные праздники, с обрядами, хороводами, песнями и играми- это сильнейший источник познания народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую можно при желании увидеть, наблюдая за природой.

Русский народ сохранил и продолжает отмечать многие праздники не только потому, что широк душою, но и потому, что, прежде всего, богат историей, своими корнями, традициями.

Русская народная культура- сплав, в котором собрано, все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдение за природой и земледельческий цикл, устное творчество и народные игры, декоративно – прикладное искусство, весь круг земного бытия.

Приобщая старших дошкольников к истокам русской народной культуры, необходимо донести до их сознания, что они являются носителями этой культуры.

Основная цель системы работы в данном направлении- развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры

Говоря о ценности народного искусства в воспитании дошкольников, следует отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности; создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая чувство радости, удовольствия, самоутверждения. Занимаясь художественно- творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, защищенности. Работа всех творческих коллективов дошкольных организаций строится на основных принципах, определен ФОП.

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческих работах «Зимние мотивы» и подборка стихотворений русских поэтов для дошкольниковФотоотчет о творческих работах «Зимние мотивы» и подборка стихотворений русских поэтов для дошкольников Сергей Есенин Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Инсценирование русских народных песен как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников Инсценирование русских народных песен, как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников. Калачева Л. А. Знакомство дошкольников.

Картотека русских народных игр для дошкольниковКартотека русских народных игр для дошкольников Картотека русских народных игр для дошкольников. Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные.

Консультация и презентация «Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников» для детей старших дошкольниковКонсультация и презентация «Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников» для детей старших дошкольников Что такое Светлая седмица Пасха – время радости! И означает она – Возрождение! Всем известно, что это важнейший христианский праздник.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Сайт МAAM — это поистине честная работа в духе конструктивизмаСайт МAAM — это поистине честная работа в духе конструктивизма Важность профессии «воспитатель» бесспорна. Воспитатель хранит и передает малышу непреходящие ценности и всегда первым направляется к.

Сценарий праздника «Широкая Масленица» по сохранению русских народных традиций в старшей-подготовительной группеСценарий праздника «Широкая Масленица» по сохранению русских народных традиций в старшей-подготовительной группе Сценарий праздника "Широкая Масленица" по сохранению русских народных традиций в старшей - подготовительной группе. Русская народная плясовая.

Сказка на окне, или Морозные узоры в духе Нового годаСказка на окне, или Морозные узоры в духе Нового года До Нового года осталось совсем немного, но некоторые ещё только начинают строить планы и готовиться. Чтобы новогоднее чудо посетило Ваш.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дошкольников в духе русских традиций
Опубликовано: 5 сентября 2023 в 03:22
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД