Папки-передвижки

Консультация на тему: «Воспитание детей в процессе руководства хозяйственно-бытовым трудом»

Валентина Ларькина
Консультация на тему: «Воспитание детей в процессе руководства хозяйственно-бытовым трудом»
▼ Скачать + Заказать документы

Трудовое обучение должно быть направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов. При этом важно сформировать две группы умений: общее трудовые и специальные. Первые необходимы для осуществления любого трудового процесса : это умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты; проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов и т. д. Специальные трудовые умения позволяют выполнить конкретный трудовой процесс с его набором трудовых действий : умение намыливать, споласкивать, тереть ткань о ткань и т. п.

Публикация «Консультация на тему: „Воспитание детей в процессе руководства хозяйственно-бытовым трудом“» размещена в разделах

Многие дети к моменту перехода в школу не владеют основными процессами хозяйственно – бытового труда. Программа начальной школы предполагает полную самостоятельность первоклассников в этом виде деятельности. В чём причина низкой эффективности трудового обучения в детском саду?

Во-первых, в ситуации совместного труда взрослого с ребёнком, педагог не учит выполнять трудовой процесс целостно, не воспитывает культуру труда, а обучает лишь отдельным приёмом рационального выполнения наиболее сложных трудовых действий. Дети не умеют мотивировать необходимость труда, не могут самостоятельно планировать ход трудового процесса и контролировать его осуществление, не умеют поддерживать порядок во время работы.

Во-вторых, обучение детей трудовым умениям, как правило, носит индивидуальный характер. Это не обеспечивает одинаковый уровень развития трудовой деятельности у всех воспитанников группы и не экономно с точки зрения затрат времени педагога.

В-третьих, обучение осуществляется в отрыве от формируемых у детей знаний о труде взрослых, его конкретной направленности и структуры. Эти знания не становятся средством организации собственной деятельности дошкольников.

Практическая работа показала, что овладеть целостными процессами хозяйственно-бытового труда способны уже дети четырёх лет. В течение учебного года они могут освоить все виды сервировки стола. Мытьё и обтирание предметов от пыли (игрушечная посуда, резиновая и пластмассовые игрушки, стулья, полки, строительный материал). Стирку вещей небольшого размера (салфетки, кукольная одежда и бельё, носки, т. е. в общей сложности двенадцать трудовых процессов. При этом нет необходимости учить каждому из этих двенадцати процессов. Занятие по трудовому обучению всегда проводится после наблюдения трудового процесса у взрослого. Воспитатель раскрывает мотивы, цели труда, способы осуществления и контроля, как за отдельными трудовыми действиями, так и за трудовым процессом в целом.

Остановимся подробно на методике занятий по трудовому обучению. В первой части воспитатель с помощью детей организует и осуществляет трудовой процесс до получения результата. Главная задача – показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля. Поскольку педагог опирается на прочные знания детей, эта часть занятия проходит очень быстро (пять-семь минут).

Начать занятие следует с проблемной ситуации, что бы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость. Например, медвежата хотят, есть, а стол сервировать не умеют; или куклы отказались повязать салфетки, потому что они грязные; или детские стулья в групповой комнате пыльные, запачканы гуашью, и если на них сесть, то можно испачкать одежду. Постановка цели обуславливается реальными потребностями людей и предполагает результат во всём объё ме требований к его качеству: не просто расставить посуду на столе, а сделать это так, что бы всем было удобно и приятно есть; выбрать посуду и приборы с учётом того, какая еда будет подана, и т. д.

Целесообразно вводить игровые персонажи (куклу «Незнайка», неумелых медвежат и т. д.). Стремясь научить их сервировать стол, мыть посуду или стирать, дети встают в активную обучающую позицию. Игра создаёт наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность труда у четырёх летних дошкольников.

Постановка цели требует выбора предметов труда (что нужно мыть, стирать, обтирать от пыли и пр., а это активизирует умственную деятельность детей.

Формирование культуры осуществление трудового процесса предполагает обучение организационным умениям. Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. По этому важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты. Учитывая особенности наглядно образного мышления дошкольников, целесообразно рассмотреть фотографии, изображающие основные этапы данного трудового процесса. Обучение может проходить в игривой форме. Например, на занятие по обучении стирки воспитатель предлагает детям по фотографиям показать игрушечному мишке последовательность стирки, т. е. в определенном порядке разложить их: девочка наливает в таз воду; замачивает бельё; намыливает бель мылом; отстирывает загрязненные места; сливает грязную воду, ополаскивает бельё в чистой воде; выжимает; вешает бельё на веревки.

Далее воспитатель спрашивает, как нужно подготовиться к работе (засучить рукава, фартук и т. п.) и почему это необходимо. Затем дети получают задание отобрать оборудование и расположить его так, что бы с ним было удобно работать. Сложность этого задания состоит в том, что в набор оборудования входят предметы, не нужные для осуществления данного трудового процесса (губки, ёжики для мытья посуды и т. д.). Ошибки исправляются сразу, если дети обращают на это внимание.

Показ трудового процесса осуществляет взрослый, т. к. всё нужно сделать быстро и правильно. Важно выделить каждое значимое трудовое действие, чётко показать и объяснить способы его выполнения и контроля над полученным результатом. Воспитатель постоянно активизирует детей, используя их знания о трудовом процессе. Вопросы педагога помогают уточнить последовательность действия вычленить промежуточный и итоговый результаты, оценить их.

Приведём пример первой части на тему : «Сервировка стола к обеду».

Воспитатель. Незнайка не знает, как правильно накрывать на стол. Давайте его научим. С чего надо начать, что сделать сначала?

Дети. Постелить скатерть.

Воспитатель. Правильно. А как расстелить скатерть, чтобы было красиво?

Дети. Надо стелить изнанкой вниз. Разгладить складки. Проверить, ровно ли висят края.

Воспитатель. Как узнать, где у скатерти изнанка, где у скатерти лицевая сторона?

Дети объясняют, воспитатель стеллит скатерть и предлагает оценить, красиво ли у него получилось.

Незнайка. Вот спасибо, накрыли на стол, можно садиться.

Дети. Ещё рано, на столе ещё только скатерть лежит. Ещё тарелок, ложек и вилок нет. Ещё хлебницу не поставили.

Воспитатель. Что делать дальше?

Дети. Тарелки расставить.

Воспитатель. Тарелки расставили, что дальше?

Дети. Вилки разложить, потом вилки.

Воспитатель. Правильно, а как их надо раскладывать?

Дети. Надо взять за ручки, держать в левой руке, а раскладывать в правой. Класть по одной ровненько, с право от тарелки. Вилку кладут зубчиками вверх ближе к тарелке.

Незнайка. Я не понял, почему вилки и ложки кладут с право от тарелки?

Дети. Мы едим правой рукой.

Воспитатель. Как проверить, все ли вилки и ложки я разложила правильно?

Дети. Нужно обойти во круг стола, остановиться около каждой тарелки, поднять правую руку и проверить, где лежат вилка и ложка.

Воспитатель полностью сервирует стол, осуществляя и комментируя последующие трудовые действия. Необходимость показа всего трудового процесса возникает лишь на первых занятиях. Затем целесообразен частичный показ и акцентирование внимание детей лишь на новых, наиболее сложных трудовых действиях. Так, наливать воду ковшом при мытье посуды и стирки белья; споласкивать и отжимать требуется и в стирке, и при вытирании пыли тряпочкой. Оценка итогового результата труда, полученного воспитателем, даётся с точки зрения его соответствия цели. Таким образом, показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели и мотивации труда до получения результата.

Во второй части занятия воспитатель предлагает детям самостоятельно выполнить осваиваемый трудовой процесс по этапам.

Первый этап – организация рабочего места, когда ребёнок сам отбирает материал, предметы труда и оборудования, готовиться к работе, - осуществляется при общих указаниях взрослого. Постепенно водится взаимный контроль детей. После оценки готовности к работе детям разрешается начать трудиться.

Второй этап – выполнение самого трудового процесса. Воспитатель контролирует последовательность осуществление действий, учит добиваться нужных результатов, контролировать себя, бережно и экономно расходовать материалы, поддерживать порядок на рабочем месте. Особое внимание уделяется формированию трудовых умений (как намылить вещь, выжить её насухо и т. д.) и способов самоконтроля. Для этого ставятся вопросы детям, осуществляется дополнительный показ наиболее сложный трудовых действий, используется совместное выполнение действий с ребёнком, даются советы и указания. В конце занятия дети под руководством взрослого определяют качество результатов труда, соответствие их целей, возможность использовать по назначению. Ели результаты труда у отдельных детей не соответствуют требованиям, то вместе с взрослым они вскрывают причины недостатков, находят пути их устранения. Оценку результатов педагог ведёт эмоционально, используя, игровой персонаж. Например, заканчивая занятие, на котором детей обучали вытирать пыль со стульев, воспитатель помогает поставить стулья полукругом и спрашивает, кто хочет пригласить незнайку посидеть.

Воспитатель. Почему ты думаешь, что незнайке понравиться сидеть на твоём стуле?

Саша. Мой стул теперь чистый. Здесь (показывает) была грязь, теперь её нет. Незнайка не запачкает брюки. И не намочит, я сухо вытер. Можно садиться.

Воспитатель. А ты, Коля, почему не приглашаешь?

Коля. Стул мокрый.

Воспитатель. Почему же так получилось?

Коля. Не получается.

Света. Трудно выжимать. У меня то же не получалось раньше. Надо вот так, сильно-сильно. Я тебя научу.

Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются в упражнениях, которые могут, осуществляется как в игровой форме, так и при непосредственном повторении осваиваемых трудовых процессов в повседневной жизни.

И так, что дают эти занятия? Прежде всего, позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы. Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.

Публикации по теме:

Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта «Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».Елена Валериевна Пашкова воспитатель, Томская область, ЗАТО Северск, ОГКУ.

Презентация на тему «Игра и труд — рядом идут!» Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему: «Воспитание детей в процессе руководства хозяйственно-бытовым трудом»
Опубликовано: 24 января 2013 в 18:56
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему: «Воспитание детей в процессе руководства хозяйственно-бытовым трудом»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ларькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД