Лучший педагог года

Воспитание детей словом. Сказки и прибаутки

Лидия Михайловна Сидоренко
Воспитание детей словом. Сказки и прибаутки
▼ Скачать + Заказать документы

К трем-четырём годам дети пополняют свой словарный запас; теперь его хватает для получения информации о вещах, лежащих за пределами личного опыта. Ребёнок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки, чередуя игровые и не игровые тексты. В этом возрасте у ребёнка созидается свой мир «жизни – игры», он входит в детскую игровую среду.

Публикация «Воспитание детей словом, Сказки и прибаутки» размещена в разделах

   Сказка играла большую роль в воспитании ребёнка. Детям младшего возраста рассказывали прежде всего сказки о животных. В них животные олицетворяли различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость и т. д., которые сказка призвана была осудить, зато поднимались на «щит» качества положительные: храбрость, смелость, доброта.

   Немаловажной была и сама структура сказок для маленьких. Как правило, они простые по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же и эпизода (оттого они и получили название кумулятивные, или цепные, сказки). Такое их построение сказок способствует лучшему запоминанию их ребёнком.

  Кумулятивные сказки типа «Колобок», «Пошёл козёл за лыками», мышление детей, где строится цепочка из нескольких звеньев в строгой причинно-следственной связи, формируют логическое мышление детей, активно совершенствуют их память.  

Пошёл козёл за лыками,

Пошла коза за орехами.

Пришел козёл с лыками, 

Козы дома нет.  

Нет козы с орехами, 

Нет козы с калеными!

«Погоди же ты, коза:

Напущу на тебя волков!»

Нейдут волки козы искать,

Нет козы с орехами,

Нет козы с калеными.

«Погоди же вы волки:

На пущу на вас людей!»

Далее в сказке несчастный козёл обращается за помощью к огню, воде, быкам, дубьям, топору, камню, горе, червям, гусям, орлу и наконец, соколу, который запускает цепочку «исполнения желаний»

… Сокол полетел орла щипать,

Орёл стал гусей вертать,

Гуси стали червей клевать,

Черви стали гору точить, 

Гора стала камень давить, 

Камень стал топор зубрить, 

Топор стал дубья рубить, 

Дубья стали быков бить, 

Быков стали воду пить, 

Вода стала огонь лить,

Огонь стал медведя палить,

Медведь стал людей ломать, 

Люди стали волков гонять, 

Волки стали козу искать.  

Нашли козу с орехами, 

Нашли козу с калеными.  

«Вот тебе, козёл, коза с орехами, 

Вот тебе коза калеными». 

  По сути, сказка – первый опыт освоения абстрактного мышления. В сюжетах возникают сложные психологические коллизии («Жил-был у бабушки серенький козлик»); обрисовывается мир, который существует вне стен избы; ребёнок знакомиться с людскими пороками, расширяет свои пространственные представления (звучат названия городов, сел и пр.).

  Познавательные функции воплощались в художественной образности и композиции сказок. Например, только одна известная сказка –«Война грибов» – не только представляет ребёнку почти все «грибное население» леса,  но и знакомит его с такими человеческими качествами, как трусость и храбрость. За сказочными персонажами, образным языком, ритмикой сказывания стоит и желание взрослых приобщить ребёнка к художественному миру, к искусству слова; а сколь велика здесь роль юмора, построенного на представлении реального вида грибов в «человеческом ключе»!

Как вздумал гриб,

Возгадал дубовик, 

Под дубом сидючи, 

На все грибы глядючи, 

Грибов приглашаючи 

На войну воевать.  

Отказались опенки:

У нас ноги очень тонки, 

Неповинны мы тому, 

Мы нейдём на войну»

Бесполезно обращался дубовик к другим грибам: валуям, чернушкам, сморчкам, волнянкам, рыжикам, мухоморам, белянкам– все трусливо отказались, сославшись на разные причины. И лишь смелые грузди сказали :

«Мы ребята дружны, 

Давайте в руки ружья, 

Повинны мы тому – 

Идём на войну». 

Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т. е. рассчитанными на то, чтобы больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказывать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказка укладывается в двух – трё х строчках:

Жили – были два гуся,

Вот и сказка вся

Хочешь сказку про лису

Она в лесу.  

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жил – был царь бо-га-а-а-тый:

У него был двор,

На дворе был кол,

На колу – то висела мочала,

Не сказать ли с начала?

  Пестунья весело смеётся, а детвора поднимает крик недовольства.

  Крестьянский ребёнок в три – четыре года окончательно перебирался из люльки на печку и полати. На печке он часто встречался с отсыпающимся престарелым дедом, который вообще был не охотник до всяких «бабьих сказок». Зато здесь начинаются вполне реальные рассказы в прозе – про войну, «про беды и победы». Ребёнок проявлял  осознанное любопытство к лубочным картинкам, фотографиям, получал знания о своем роде – племени, о священной истории. Начатки музыкального воспитания через колыбельную продолжались таким образом: дед, отец сажал ребёнка на колени, брал в руки гармонь или балалайку, привязывал свои пальцы к детским и начинал учить играть.

  Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребёнка – они учили его непросто разговаривать, а что самое важное – встревать в разговор. Собственно говоря, традиционная культура – это прежде всего культура диалога. Сначала этот диалог существовал в рамках материнского фольклора. Даже такая простая игра с маленьким ребё нком: «Это чей нос?–Савин. –Куда пошёл? – туда – то» – уже ориентирует ребёнка на диалог, на необходимость не просто слушания, но и ответа, пусть даже самого короткого. И важно, что этот диалог, как правило, был в стихах, то есть был ритмизирован. Это способствовало быстрому запоминанию ребёнком стихотворных формул, более лёгкому овладению вопросно – ответной формой речи.

  Современные родители, к сожалению, не всегда понимают значение данного фактора. Сегодня они предпочитают общаться с ребёнком с помощью книг. Конечно же, никто не сомневается, что детские книжки нужны, но, согласитесь, это нечто третье между взрослыми и детьми, неживое, пассивное. Любая, даже самая хорошая книжка не заменит живого человеческого общения. Ведь книжка не ждёт ответа, а живой человек смотрит, задаёт вопрос, просит на него ответ. Вот это стимуляция ребёнка к ответу, так хорошо развитая в традиционной культуре, оказывается чрезвычайно важный для развития речевых, умственных, коммуникативных способностей детей.

Публикации по теме:

«Психотерапия словом» «Психотерапия словом с детьми подготовительной группы»Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию из опыта работы "Психотерапия словом с.

Игра «Ассоциации со словом «парашют»Игра «Ассоциации со словом «парашют» Авторская игра «Ассоциации со словом парашют» За период работы с осени 2016 года по сей день мы с детьми так увлеклись нестандартным оборудованием.

Конспект утренней гимнастики в средней группе «Три медведя» c художественным словом Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Три медведя» для группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет Цель: Способствовать укреплению здоровья.

Методические приёмы при разучивании русской народной прибаутки «Ладушки» Методические приёмы при разучивании русской народной прибаутки "Ладушки" Обработка Н. Римского - Корсакова Диапазон песни: ми - си Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Открытый просмотр подвижной игры с художественным словом с старшей группеОткрытый просмотр подвижной игры с художественным словом с старшей группе Открытый просмотр подвижной игры с художественным словом в старшей группе, в рамках работы методического объединения инструкторов по физической.

Ознакомление с понятием «семья» на основе прибаутки «Из-за леса, из-за гор». (Конспект совместной деятельности)Ознакомление с понятием «семья» на основе прибаутки «Из-за леса, из-за гор». (Конспект совместной деятельности) Задачи• Создать социальную ситуацию развития детей в процессе ознакомления с понятиями «Семья и родственные отношения» на примере героев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей словом. Сказки и прибаутки
Опубликовано: 5 июля 2024 в 22:45
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей словом. Сказки и прибаутки» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Михайловна Сидоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД