Шелест Юлия Анатольевна
Воспитание ценностного отношения к искусству у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать»
Н. К. Крупская
Эмоционально-ценностное отношение — переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.
Дошкольный возраст – это самый ответственный период, когда закладывается фундамент личности, формируются его ценностные установки и ориентиры в окружающем мире. Развитие у детей ценностного отношения к народному искусству способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Значимым средством развития у детей ценностного отношения к искусству выступает декоративно-прикладная деятельность, т. к. изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передаются от поколения к поколению.
Публикация «Воспитание ценностного отношения к искусству у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ценностное отношение возникает на основе опыта полученного в прошлом, проявляется в поведении и переживании настоящего, будущего, определяет всю деятельность человека.
Ребенку дошкольного возраста пока не доступны такие понятия как «ценность», «искусство», «духовность», «нравственность», но приобщать ребенка к искусству, прививать бережное отношение к нему и стимулировать к созданию искусства в будущем – задача всех взрослых, которые принимают участие в развитии и воспитании ребенка.
Ученые связывают потенциал искусства с многообразными отношениями : отношением человека к природе; отношением к национальной культуре, ее многовековым традициям, ее многогранности; отношением к «родному углу», к архитектуре городов и сел; отношением к иным народам, к их природе, традициям, нравам, их представлениям о красоте; иному человеку и самому себе.
Ребенок на разных возрастных этапах по-разному относится к творчеству и искусству : в три года он любит рисовать, в пять лет увлекается лепкой из пластилина, в семь лет просит научит его вышивать крестиком, в десять лет у него возникает желание вязать или шить. В любом возрасте, творческие способности ребенка находят выход и проявляются тем или иным способом. Конечно, ребенок еще не способен оценивать свое творчество объективно и изменять стиль, форму или вид творческой работы. В таком случае, ребенку необходим взрослый, который поможет, объяснить, покажет или научит. Уже в этот момент у ребенка формируется отношение к творчеству – пока что только к тому продукту деятельности, который сделан его руками.
С возрастом ребенок начинает обращать внимание на продукты творчества других людей, интересуется уже всем известными и знаковыми работами в разных сферах искусства. Но чтобы ребенок научился обращать внимание на картины, статуи и другие продукты творчества, оценивать их эмоционально и ценностно для себя, необходимо с самого раннего детства познакомить его с творчеством и искусством, помогать и поддерживать, не отбивать желание, а прислушиваться к ребенку и его потребностям и желаниям.