Елена Васильевна Алексеева
Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста посредством мультипликации
▼ Скачать + Заказать документы
В сложившейся ситуации в обществе остро стоит вопрос охраны жизни и здоровья детей. Перед образовательными учреждениями ставится задача подготовить и адаптировать детей к окружающей социальной реальности, а также прививать им способность самостоятельно давать оценку возникающих опасных жизненных ситуаций, быть готовыми к принятию правильных решений, обеспечивающих их безопасность.
Публикация «Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста посредством мультипликации» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Темочки
Дети являются самой незащищённой и уязвимой частью населения. В результате познания мира они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своей наивности и незнания. В силу своего возраста, они не понимают риски и возможные последствия своих поступков, так как не имеют жизненного опыта. Многие из них не имеют навыков поведения в той или иной чрезвычайной ситуации.
Обязанность взрослых – ограничить детей от основных источников опасности и рассказать им о возможных последствиях, ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т. д.).
Задача воспитателей – сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения. Решение этих задач связано с внедрением различных инновационных технологий в процесс образования. Их применение позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Одним из примеров является организация клуба в дошкольном учреждении. Работа в клубе предполагает не только просмотр мультфильма, как развлекательный компонент, но и предусматривает последующую беседу с детьми, что позволяет раскрыть различные творческие таланты ребят. А это, в свою очередь, позволяет воспитателю развивать и их личностные качества, такие, как любознательность, самостоятельность, организованность, ответственность, трудолюбие и т. д. В мультфильмах в понятной для ребенка форме моделируются различные жизненные ситуации, закрепляются основные доступные его возрасту правила безопасности жизнедеятельности. Ребенок начинает ассоциировать себя с экранными героями, тем самым он становится участником происходящего и может давать оценку правильности поступков персонажей.
Сопровождение просмотров мультфильмов последующими беседами детей с воспитателем позволяет им представить события, в которых в реальной жизни он не мог оказаться. Мы составили список мультфильмов и распределили их по видам безопасности жизнедеятельности.
Вот некоторые названия познавательных мультфильмов :
Правила дорожного движения.
Уроки тё тушки Совы: «История ПДД», «Виды транспорта», «Дорога и дорожные знаки», «Пешеходный переход», «Перекрёстки», «В плохую погоду», «Безопасность на транспорте», «Малыш в автомобиле», «Велосипед».
Смешарики. Азбука безопасности : «Светофор», «Гармония светофора», «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки», «Пешеходная «зебра», «Самая страшная машина», «Некультурные автомобили», «Где кататься», «На остановке», «Безопасное место».
Аркадий Паровозов: «Почему опасно перебегать дорогу на красный свет светофора?», «Почему, переходя дорогу, нужно слезть с велосипеда?», «Почему в автобусе нужно держаться за поручни?», «Почему нельзя кататься на санках рядом с проезжей частью?», «Почему опасно играть на автомобильной стоянке?».
Безопасность в быту.
Смешарики: «Игры с огнем», «Тушение электроприборов». Три котенка: «Коробок – шершавый бок», «В проводах гуляет ток», «Газ – невидимка», «А возьму-ка я пилу, ножницы и нож», «Океан в ванной». Фиксики: «Фен», «Термометр», «Электрочайник», «Микроволновка», «Огнетушитель».
Аркадий Паровозов: «Газ», «Спички», «Лекарство», «Уборка», «Не залезать на подоконник», «Обогреватель».
Безопасность в общественных местах.
Смешарики: «Метро», «На тонком льду».
Аркадий Паровозов: «Классики», «Качели», «Незнакомец», «Не касайтесь железных предметов», «В магазине», «В транспорте», «В метро».
Таким образом, мультфильмы наиболее эффективно воспринимаются детьми через зрение и слух и способствуют формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста; являются наиболее эффективным способом подачи нового материала детям, так как позволяют воздействовать на два наиболее значимых органа восприятия : зрение и слух. Поэтому мультфильм имеет большой воспитательный заряд и является наиболее продуктивным наглядным материалом.
Можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов способствует формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста, при условии правильного их отбора для использования и соответствие целям и задачам формирования безопасного поведения.