Оксана Андреева
Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание бережного отношения и любви к природе у детей дошкольного возраста.
В начале 21 века народы мира решают вопросы,затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем-экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы,то ребёнок погружён в эту стихию в ещё большей степени,ведь он ещё учится управлять собой,чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня-воспитать планетарный патриотизм у дошкольников. Ели внимательно относиться к потребностям ребёнка,то вырастает человек с чувством собственного достоинства,уважающий окружающих,их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия,которые прилагает ребёнок,чтобы научиться быть отзывчивым,помогающим,заботливым как по отношению к себе,так и по отношению к окружающим. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное,сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений.
Публикация «Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношенийребёнка сприродой ещё исследована не полностью. Поэтому уже в дошкольные годы так важны проблемы экологического сознания и установление закономерностей его формирования. Познавая,ребёнок осваивает представления о связях в природе и социуме,о многообразии ценностей природы Земли. В связи с этим возрастаютвозможности операциональной стороны интеллекта:совершенствуются познавательные умения,наблюдательность и познавательный интерес,способность понимать последствия поступков и осознавать возможность соблюдения норм и правил поведения в природе. Это позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-самом начальном звене непрерывного образования.
Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном её восприятии,эмоциональном отношении к природе,знании особенностей жизни,роста и развития отдельных живых существ,знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:доброжелательное отношение к живому,эмоциональная отзывчивость,интерес к природным объектам,стремление осуществлять с ними взаимодействие,учитывая их особенности как живых существ,желание и умение заботиться о живых существах,создавать условия,необходимые для жизни.
Для формирования бережного отношения к природе необходимо соблюдать решение следующих задач:
-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;
-накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
-готовность педагога к осуществлению экологического воспитания детей;
-личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения задач;
-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
-построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
-активном участии родителей в воспитательном процессе.
Воспитать настоящего человека без любви к природе,любви действенной,подкрепляемой полезными делами,без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного,любовного,бережного отношения ко всему живому,учить видеть красоту природы,думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы,тем быстрее пробудиться в нём чувство прекрасного.
Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс,зависящий от семьи,от примера старших,от правильной,глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.
Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы,рисунков с изображением животных,но самое главное-из непосредственного общения с животными.
Общаясь с животными,малыши учатся понимать животных. Любовь к животным,ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере,когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях,когда это необходимо,поэтому дошкольники должны знать,как ухаживать за растениями и животными,какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог,воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому,чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления,вызывающего тревогу,чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически,то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.