Остапенко Мария Сергеевна
Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день воспитатели и члены жюри, представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
И нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Публикация «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у детей.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
За небольшой период моей работы мы систематично проводит с детьми различные опыты и эксперименты, остановлюсь подробнее на 3 опытах, которые проводили с водой. Все 3 опыта взаимосвязаны одной темой: «Свойства воды», где в гости к детям пришла «Капелька», которая хотела бы рассказать о ее свойствах.
Представляю вашему вниманию опыт, который провели вместе с родителями, где непосредственно были включены в работу вместе с детьми и первый опыт «Цветные листья». Для этого нам необходимо было: 1 стакан с водой, листья пекинской капусты, краситель, ножницы, палочка для размешивания краски. Как мы его проводили? Для начала воду окрасили красителями, затем надрезали лист капусты, чтоб лист капусты принял насыщенный цвет. Затем его опустили в стакан с уже окрашенной водой. Результат не заставил долго ждать, листья капусты окрасились в такой цвет, который выбрали дети краситель.
Вывод: листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям.
Также систематично проводится работа с родителями о важности опытно-эксперементальной части в различных формах.
Следующий опыт «Шагающая вода». «Это как?» - задавались вопросом дети. И для опыта нам понадобились: 2 стакана с водой, сухие салфетки, краска – гуашь, кисточка.
Берем один стакан с водой и окрашиваем воду с помощью гуаши, затем берем второй стакан и помещаем салфетку так, что два ее конца доставали до воды. Следовательно, дети наблюдали за тем, как подкрашенная вода может прописать салфетку цветом, и перейти в другой стакан и соответственно прозрачная вода тоже окраситься.
Представляю вашему вниманию еще один опыт «Дождевое облако». Для этого нам понадобилось: емкость с водой, пена, в нашем случае мы взяли мусс для волос, краска-гуашь и пипетки. В стакан с водой мы добавили мусс и через облако пипеткой опустили краску.
Детям очень понравился этот опыт, для них это было как волшебство.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.
Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование.
Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Быть, может, труд наш с виду неприметен
Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,
Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»
Вот в этом ведь и есть секрет:
«Ценнее нашего труда на свете нет!»
Благодарю за внимание.