Ольга Калашникова
Вопросы повышения педагогической культуры родителей и законных представителей воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы повышения педагогической культуры родителей и законных представителей воспитанников МБДОУ
Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в вопросе
повышения уровня педагогической культуры родителей дошкольников.
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле
самообразования, вооружении их известным педминимумом,
привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше
Публикация «Вопросы повышения педагогической культуры родителей и законных представителей воспитанников ДОУ» размещена в разделах
организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н. К. Крупская
Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил,
вскормил да добру научил.
(Русская народная поговорка)
Сегодня воспитание ребенка требует от родителей большого терпения, любви, душевных сил и времени. Гуманность, доброта и родительский такт являются главными качествами, которые так необходимы детям. Наглядным примером для ребенка являются любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери.
К сожалению, в некоторых семьях можно наблюдать равнодушное отношение к воспитанию ребенка. Просто дети и родители живут рядом, и родители наивно надеются, что все получится само собой. Потом мамы и папы удивляются, почему у них выросли такие дети. Все получилось бы иначе, если бы родители были педагогически грамотными! Как педагоги могут помочь родителям? Необходимо повысить педагогическую культуру родителей!
Семья и детский сад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир.
Задача педагогов - помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Педагогическая культура - это достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как педагогов и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Принципы успешного повышения педагогической культуры родителей
Повышение педагогической культуры родителей - это длительный процесс, для успешной реализации которого необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип добровольности;
- принцип конфиденциальности;
-единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
- управление взаимодействием детей и родителей;
- гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
- обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
- многообразие форм работы с родителями;
- стимулирование родителей к сотрудничеству.
Таким образом, можно утверждать, что семья определяет успешность
воспитания ребенка. Именно поэтому одной из важнейших задач педагогов
является повышение их педагогической культуры.
Повышение педагогической культуры включает в себя :
-когнитивный компонент (сумма психолого - педагогических, правовых, физиолого-гигиенических знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье);
-коммуникативный компонент (взаимопонимание родителей с ребенком и с другими членами семьи, умение создать благоприятный семейный климат, умение предупреждать и решать различные конфликты);
-операционный компонент (умение родителей организовать полноноценную жизнь ребенка в семье, осознанно владея методами, приемами и формами воспитательного взаимодействия с ребенком);
-рефлексивный компонент (умение оценивать необходимость применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, анализировать собственные действия, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка);
-эмоциональный компонент (умение понять ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь, умение владеть собой).
Формы организации работы с родителями по повышению педагогической культуры
Современная педагогика предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся :
-индивидуальное консультирование родителей (индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, которая позволяет разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение);
тематическое консультирование (работа с семьями, где дети переживают одну и ту же проблему);
Тематические встречи по обмену опытом воспитания детей «Отцы и дети», «Как воспитать настоящего гражданина», «Семья и Школа в 21 веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога.
Формы организации занятий с родителями достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.
Лекция — это форма психолого- педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Индивидуальные тематические консультации - полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка в детском саду, воспитатель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «по бумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Нужно ли наказывать детей!», «Послушен ли ваш ребёнок?», «Какие игрушки нужны вашим детям?» и др. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.).
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Воспитатель продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. От детально продуманного начала беседы зависит её успех и ход. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребёнка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребёнка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться о проблемах воспитания ребёнка, которые, на взгляд воспитателя, ещё необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности и др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
-психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;
-деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений;
Родительский лекторий «Взаимодействие семьи и детского сада в интересах развития личности ребёнка», «Школа молодого родителя» и др. -способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.
Проведение дней открытых дверей, семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов для родителей - связано с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Подобное общение - это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Их целью является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Таким образом, можно утверждать, что семья определяет успешность воспитания ребенка. Именно поэтому одной из важнейших задач педагогов различных образовательных учреждений является формирование у родителей педагогической базы и повышение их педагогической культуры.
Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Закончить хочется словами, взятыми из дневника императрицы
А. Ф. Романовой:
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни»