Ирина Сыромятникова
Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе
Конспект педагогического мероприятия с детьми "Волшебные превращения бабочки".
Вид: Развитие экологических представлений.
Тип: обобщающее, познавательное.
Возраст: дети старшей группы 5 -6 лет
Публикация «Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе „Волшебные превращения бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Цель. Формирование целостной картины мира природы через обобщение и расширение знаний о 3-х стадиях развития бабочки : гусеница, куколка, бабочка.
Задачи.
Образовательные.
- Упорядочить знания о 3-х стадиях развития бабочки.
- Помочь осмыслить существующие закономерности, связи, зависимости развития и жизни бабочки в природе.
Развивающие.
- Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности : способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов.
- Расширять кругозор детей за счет знакомства с особенностями жизни и развития бабочки.
- Стимулировать детское экспериментирование: через разные формы практического и умственного исследования при решении проблемных ситуаций и составлении собственных высказываний.
Воспитательные.
- Воспитание первичных ценностных представлений: понимание и проявление бережного, заботливого отношения к объектам природы на примере бабочки.
Интеграция образовательных областей:
данное занятие по развитию экологических представлений относится к образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», и разными видами детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, литературно-художественная, обеспечивая: музыкальное сопровождение - Б. Гребенщиков «Город золотой», Мендельсон «Весенняя песня», С. Прокофьев «Марш» (фрагмент, П. И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро», Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц»;
литературно-художественное сопровождение - сказка «Волшебные превращения бабочки».
Оборудование и пособия: 2 портрета гусеницы (грустная и веселая, таблица-модель «Пищевая цепочка», игрушка-паучок на ниточке-паутинке, листочки из зеленого картона, гусеницы- трафареты, шерстяные нитки для плетения кокона, модель «Бабочка», коробочки сока с трубочкой, файлы и фломастеры на каждого ребенка, плоскостные изображения цветов с пыльцой- растолченным кусочком цветного мела в серединке и бабочек с приклеенными на брюшко кусочками мягкой ткани, таблица-модель «Волшебные превращения».
Словарная работа: гусеница, кокон, брюшко, крылья, хоботок, пыльца.
Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, альбомов; беседы, диалоговое и ситуативное общение по теме; художественное творчество - рисование, аппликация, художественный труд; просмотр видеофильмов; творческое взаимодействие с родителями по активизации познавательной активности детей через совместное изготовление бабочек с последующей организацией выставки.
Предполагаемый результат:
- повысится уровень знаний о жизни бабочек в природе;
- проявление бережного отношения к природе, насекомым, бабочкам.
Структура занятия
Вводная часть.
- Музыкальная картинка к теме занятия. Песня из репертуара Б. Гребенщикова.
- Сообщение темы.
- Постановка цели.
Основная часть.
- Эмоциональное вхождение в занятие.
- Сказка «Волшебные превращения бабочки» (рассказ педагога).
- Пальчиковая разминка «Утро» (звучит «Весенняя песня» Мендельсона).
- Игра-идентификация «Гусеница».
- Упражнение на развитие эмпатии «Портрет» (аудиозапись «Пение птиц»).
- Интерпретация эмоционального состояния и поведения гусеницы (Звучит фрагмент марша С. Прокофьева и «Баркорола» П. И. Чайковского).
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Кокон» (показ действий педагогом и «плетение кокона» детьми.
- Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» (звучит музыка Э. Грига «Утро»).
- Рассматривание конкурсных работ «Бабочки», выполненных детьми и родителями.
- Зарисовка «Строение бабочки».
- Моделирование ситуации «Бабочка пьет нектар».
- «Это интересно!» Интересные факты из жизни бабочек.
- Опыт. «Куда исчезли чешуйки у бабочки?».
- Динамическая пауза «Первый полет бабочки».
- Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки».
- Моделирование ситуации «Как бабочка опыляет цветы?».
Заключительная часть.
- Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка».
- Работа с таблицей «Волшебные превращения».
- Повторение правил бережного поведения в природе.
- Итог.
Структура занятия Содержание занятия
Вводная часть.
Музыкальное
Вступление
Сообщение темы. Постановка цели. Звучит песня из репертуара Б. Гребенщикова:
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, где травы и цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.
Сегодня мы познакомимся, наверное, с одним из самых красивых представителей царства животных - бабочкой и поговорим о волшебных превращениях, которые с ней происходят в природе.
Но все по порядку. Я приглашаю вас в волшебный сад.
Основная часть
Пальчиковая гимнастика «Утро». Цель: эмоционачъное вхождение в занятие.
Упражнение- идентификация «Гусеница»
Упражнение
«Портрет»
Цель: развитие эмпатии. Мы очутились в волшебном саду.
/Педагог сопровождает рассказ показом движений/
• Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам,
поглаживают их.
• Росинки медленно скатываются по стебельку.
• Цветы встряхивают своими прекрасными головками и просыпаются.
• Широко раскрывают глаза,
• радуясь солнышку.
• Легкий ветерок раскачивает венчики цветов.
• Они приветствуют друг друга поклоном.
• В этом чудесном саду жила-была гусеница.
• Она тоже очень любила солнышко.
Покажем, какой была гусеничка, встанем друг за другом.
• Вот она спит.
• Солнышко ласково и нежно погладило ее своими лучиками.
• Гусеничка проснулась: подняла головку,
• Наклонилась вправо, влево,
• Подняла правую ножку, левую.
• Встала на носочки и, чтобы быть ближе к солнышку,
• Подняла вверх лапки-руки,
• Помахала ими, улыбнулась и сказала: «Здравствуй, Солнышко!»
1. Ребята, найдите портрет, где гусеница улыбается и радуется солнышку.
- Покажите, как она это делает. Порадуйтесь вместе с ней.
2. Вдруг гусеница загрустила.
- Как вы думаете, что ее могло огорчить?
- Найдите портрет, где гусеница грустная.
- Покажите, как она грустила.
- Оказывается она проголодалась.
- Что ест гусеница?
(рассматривание модели «Пищевые цепочки»)
Найдите свою гусеничку, она сидит на листочке
- покажем, как она ест.
(Звучит аудиозапись «Пение птиц»)
- Как красиво поют птицы!
- Ой, что случилось с нашей гусеницей?
Посмотрите, она сильно испугалась.
- Как вы думаете, почему?
- Да, действительно, гусеница является пищей для некоторых птиц.
Гусеницы разных бабочек имеют разную окраску, которая помогает им быть незаметными.
Помогите гусенице поскорее спрятаться.
Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» - Птицы улетели, гусеница успокоилась.
- А мы продолжаем наше путешествие по волшебному саду.
Каждое утро гусеница сидела на листике и смотрела в капельку росы, как в зеркало. Какое отражение она видела в капельке?
- Послушайте музыку, она вам подскажет правильный ответ.
(Звучит фрагмент «Марша» С. Прокофьева -
музыка колючая, неприятная, отрывистая).
- Да ребята, гусенице казалось, что она некрасивая. Она усаживалась на краешек листика и горько плакала. Но однажды мимо пробегал, кто бы вы думали?
(Звучит мелодия П. И. Чайковского «Баркарола» - музыка легкая, скачущая, озорная, забавная)
- Это паучок. Он спускался на своей паутинке на цветок.
Жалко стало пауку соседку и он посоветовал ей: «У тебя на головке возле ротика есть паутинный мешочек, потяни за ниточку и сделай из нее шарфик или кофточку». Гусеница так и сделала. Она сплела из серебряных нитей себе мягкое покрывало (педагог показывает, удобно завернулась в него и уснула.
- Помогите своей гусенице: укройте ее, заверните в мягкий кокон. (Дети выполняют).
- Вот какая куколка получилась.
(Звучит музыка Э. Грига «Утро»)
- Несколько месяцев проспала гусеница в своем теплом домике-коконе. Шел снег, мела пурга, дул холодный ветер, а гусеничка ничего не знала, она крепко спала, пока не пришла красавица-Весна. Она прикоснулась волшебной палочкой к серебристому кокону и. произошло чудо. Кокон приоткрылся, из него появилась головка с усиками, затем красивые крылышки. Но они были мокрые сморщенные. Нужно было время, чтобы их высушить на солнышке.
Посмотрите, сколько красивых бабочек сидят и сушат свои крылышки. Откуда они прилетели к нам? (Ответы детей).
- Да этим бабочкам помогли появиться на свет вы и ваши мамы.
- Ребята, а вот еще одна Данина бабочка сидит на цветке, сушит свои крылышки и ждет нас. Давайте подойдем поближе, тихо сядем и рассмотрим ее.
/На коврике-цветке находится крупное изображение бабочки (рисунок, выполненный семьей Дани Слепухина).
Педагог предлагает детям взять фломастеры и файлы для фиксации строения бабочки по ходу рассказа педагога.
- Тело бабочки состоит из головы, грудки и брюшка (см. приложение №2)
1. На голове находятся глаза, рот-хоботок и усики.
Усики бывают разные, а нужны они для того, чтобы нюхать и пробовать Рот у бабочки превратился в длинный хоботок, он прекрасно служит для высасывания веточного нектара.
Педагог показывает на примере модели «Бабочка».
Дети практически пьют нектар» - сок через трубочку.
- Когда бабочка не кушает, она сворачивает хоботок в крутую спираль и прячет у себя под головой (показ на примере игрушки-модели).
2. На груди у бабочки 3 пары /6 ножек-лапок и 2 пары/ 4 крылышка: передние и задние.
Оказывается, бабочка может лапками даже пробовать: сядет на цветок, лапки смачиваются сладким сиропом и бабочка разворачивает свой хоботок, готовится пить нектар.
Крылья бабочек покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей: (ученые говорят - чешуекрылые) Каждая чешуйка имеет очень сложное
Опыт «Куда исчезли чешуйки у бабочки?»
Динамическая пауза «Полет бабочки»
Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки»
Моделирование ситуации «Как бабочка опыляет цветы?»
Цель: показать способ переноса пыльцы с цветка на цветок. строение, из чешуек складывается очень красивый узор. Оказывается, эти чешуйки помогают бабочке летать
Вывод: нельзя брать бабочек в руки, потому что чешуйки остаются у нас на пальчиках, а без них бабочка не может летать, а значит - погибнет.
3. гибкое брюшко лишено конечностей.
Пока мы с вами рассматривали, крылья у бабочки подсохли и она может отправляться в свой первый полет. Вы готовы стать бабочками и полететь?
(Звучит музыка «Бабочки» Куперена)
Дети - бабочки легко и красиво передвигаются по группе, «летают».
- Ах, какая красивая бабочка, какие прекрасные у нее крылышки, какой очаровательный наряд.
«Какое чудесное превращение! Волшебное!»- щебетали птицы.
А цветы радостно кивали своими головками, как бы приглашая бабочку к себе. Им очень хотелось подружиться с ней.
- Как вы думаете, почему? (Потому что бабочки переносят пыльцу с одного цветка на другой. Так происходит опыление.)
- Возьмите, пожалуйста, каждый по бабочке. Выберите ту, которая вам больше нравится.
- Посмотрите, какие красивые цветы расцвели на этой полянке. Они тоже ждут, когда к ним прилетят бабочки.
(под музыку дети, «перелетая» от одного цветка к другому, усаживают своих бабочек в середину цветка, имитируя опыление)
- А сейчас давайте посмотрим на брюшко бабочки.
Что вы видите? Объясните, что произошло.
Заключительная часть.
Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка»
Цель: закрепить знания о 3-х стадиях развития бабочки
Работа с таблицей «Волшебные превращения бабочки»
Повторение правил бережного поведения в природе
Итог занятия. В заключении мы с вами поиграем в игру «Гусеница, куколка, бабочка», чтобы показать, как хорошо мы запомнили все стадии жизни бабочки.
Дети по словесному сигналу педагога выполняют движения:
- «гусеница» - дети приседают,
- «куколка» - дети стоят, опустив руки,
- «бабочка» - дети легко «летают» по группе.
(По окончании игры педагог приглашает «бабочек» остановиться около доски, на которой находится таблица)
- Вот все бабочки собрались в одном месте. Здесь изображена история развития бабочки. Вы можете мне рассказать о ней?
1. Кем была бабочка вначале?
2. Что случилось с гусеницей?
3. Через несколько месяцев из куколки появилась. ?
4. А как появилась гусеница?
- Почему здесь изображен зеленый лист?
- Быстро ли происходит «волшебное» превращение бабочки?
- Может ли так случиться, что бабочка не появится на свет?
Что ей угрожает?
- Можем ли мы стать друзьями бабочки? Как ведут себя друзья?
Вот какой длинный путь нужно проделать, чтобы превратиться в бабочку.
Действительно, Природа - волшебница!
В ней столько секретов столько чудес, но нужно быть очень внимательным и любознательным, чтобы увидеть их. И нам это сегодня удалось! Спасибо!