Светлана Кижваткина
Программа дополнительного образования «Волшебная бумага» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 5
3. Учебно-тематический план 8
4. Содержание изучаемого курса 16
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 17
6. Список литературы 19
7 Приложения 20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа
«Волшебная бумага»
Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебная бумага“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Цель программы Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Направленность программы Художественная
Срок реализации программы 8 месяцев
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика» : разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, выделяют следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности : лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
Обучающие:
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
Развивающие:
развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
развитие речевых навыков;
развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
Воспитывающие:
воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 8 месяцев
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика» : разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема занятий Практические занятия Теоретические занятия Всего
1 Осенние листочки 10 мин 5 мин 15мин
2 Дождик, дождик – кап, кап 5 мин 10 мин 15мин
3 Яблоки в корзине 10 мин 5 мин 15мин
4 Ветка рябины
(коллективная работа).
10 мин 5 мин 15мин
5 Конфетки 10 мин 5 мин 15мин
6 Мороженное в вафельном стаканчике 10 мин 5 мин 15мин
7 Толстые животики
10 мин 5 мин 15мин
8 Петушок-золотой гребешок
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
9 Сугробы, снег на деревьях
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
10 Мы слепили снеговика (коллективная работа) 8 мин 7 мин 15мин
11 Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки 10 мин 5 мин 15мин
12 Новогодняя елочка 8 мин 7 мин 15мин
13 Зайка беленький сидит
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
14 На полянку на лужок тихо падает снежок
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
15 Покормим птичек 10 мин 5 мин 15мин
16 Котенок по имени «Гав» 10 мин 5 мин 15мин
17 Кудрявый барашек 10 мин 5 мин 15мин
18 Игрушки
(пирамидка, неваляшка) 10 мин 5 мин 15мин
19 Летят самолеты
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
20 Цветы в подарок маме
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
21 Смотрит солнышко в окошко 11 мин 4 мин 15мин
22 Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки
(коллективная работа) 10мин 5 мин 15мин
23 Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки
(коллективная работа, продолжение) 12 мин 3 мин 15мин
24 Облака – белогривые лошадки 10 мин 5 мин 15мин
25 Белые кораблики
(коллективная работа) 10 мин 5 мин 15мин
26 Веселый клоун 10 мин 5 мин 15мин
27 Колобок - румяный бок 10 мин 5 мин 15мин
28 Праздничный салют
(коллективная работа) 10 мин 5мин 15мин
29 Божья коровка-
лети на небко 10мин 5 мин 15мин
30 Гусеница 10мин 5 мин 15мин
31 Одуванчики в траве
(коллективная работа) 10мин 5 мин 15мин
32 диагностика
Итого 32 занятий
Тематический план занятий кружка «Волшебная бумага»
Тема Задачи Материал
Октябрь
Осенние листочки Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный, 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.
Дождик, дождик – кап, кап Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки
Яблоки в корзине Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов,
клей ПВА
Ветка рябины
(коллективная работа).
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки
Ноябрь
Конфетки Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.
Мороженное в вафельном стаканчике Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие. Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА
Толстые животики
Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом. Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши
Петушок-золотой гребешок
(коллективная работа) Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки
Декабрь
Сугробы, снег на деревьях
(коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю,пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки
Мы слепили снеговика (коллективная работа) Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки
Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти
Новогодняя елочка Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров, двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки
Январь
Зайка беленький сидит
(коллективная работа) Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения Игрушка зайчика, тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки
На полянку на лужок тихо падает снежок
(коллективная работа) Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки
Покормим птичек Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки
Февраль
Котенок по имени «Гав»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Игрушка котенок, альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки
Кудрявый барашек
Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.
Игрушки
(пирамидка, неваляшка)
Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка
Летят самолеты
(коллективная работа) Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российскогофлага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату тонированного листа ватмана, (в виде российскогофлага, заготовки для самолетов
(прямоугольники, полоски,цветная бумага
клей, кисти, салфетки.
Март
Цветы в подарок маме
(коллективная работа) Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет). в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага,развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,
клей, кисти, салфетки.
Смотрит солнышко в окошко Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.
Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки
(коллективнаяработа 2 занятия) Закреплять умение аккуратно
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.
Апрель
Облака – белогривые лошадки Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.
Белые кораблики
(коллективная работа) Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.
Веселый клоун Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки
Колобок -румяный бок Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Бабушка (кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА,салфетка
Май
Праздничный салют
(коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА
Божья коровка-
лети на небко Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. Игрушка божья коровка,
альбомного листа,
красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки
Гусеница Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Одуванчики в траве
(коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.
диагностика
Содержание изучаемого курса
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Занятия включают в себя практическую и теоретическую части.
Программа составлена с учетом межпредметных связей:
«Речевое развитие» – использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек, пословиц и поговорок).
«Изобразительная деятельность» – закрашивание отдельных фрагментов.
«Физическое развитие» – использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.
«Познавательное развитие» – расширение кругозора в процессе продуктивной деятельности.
Методическое обеспечение программы
Формы работы:
Индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
Групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанности)
Приемы и методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные:беседа, использование словесного художественного образа, чтение художественной литературы.
Наглядные: использование натуры, репродукций, образов и других наглядных пособий, показ педагогом приемов изображения, показ детских работ в конце занятия.
Игровые: использование моментов игры (дидактические игры, загадывание загадок, создание игровой ситуации)
Прием сотворчества: создание коллективных композиций, дорисовывание элементов.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информация.
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми.
Индивидуально – фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповой – организация работы в группах.
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации дополнительного образования, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Активизация и индивидуализация обучения.
Игры и игровые ситуации.
Творческие работы.
Техническое оснащение:
Для занятий необходимо иметь:
Альбомы для рисования
Цветная бумага
Белый и цветной картон
Клей
Бумажные салфетки
Заготовки рисунков по темам
Ножницы
Кисточки для клея
Список литературы
1. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М. : Стрекоза,2014.
2. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. :Оникс, 2015.
3. Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. – С-П. : Полигон, 2014.
4. НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2015,№1
5. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2015.
6. Соколова С. Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Эскимо; Спб. ; Валерии СПД, 2015.
7. Соколова С. Игрушки из бумаги. – М. : Издательство Эскимо; Спб. ; Валерии СПД,
Приложение 1.
Мониторинг результатов образовательной деятельности
Срез творческих и эстетических знаний и умений.
№
п/п ФИО ребенка Умение отрывать небольшой кусочек бумаги от большого Умение скатывать из бумаги комочек Умение приклеивать комочки бумаги не заходя за контур Умение скатывать жгутики из полосок бумаги Умение разрывать бумагу на кусочки различных размеров Умение пользоваться инструментами и приспособлениями Итого