Анна Перепелка-Малинская
Волонтерское движение в спортивной школе в рамках социально-значимой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Волонтерское движение в спортивной школе
в рамках социально-значимой деятельности
Перепелка-Малинская А. А.,
педагог-организатор МБУ ДО ДЮСШ №3
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека, как биосоциального существа, немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем - вот тут и начинается процесс социализации. Социальным педагогом А. В. Мудриком выделены три основных фактора социализации [1], это:
Публикация «Волонтерское движение в спортивной школе в рамках социально-значимой деятельности» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Работа инструкторов по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство);
мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность);
микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы). В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Существуют этапы социализации личности, это:
период от рождения до формирования взрослого человека. Этот первичный этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей;
период замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых, он длится всю жизнь человека и называется этапом ресоциализации;
групповая социализация наблюдается внутри какой-то конкретной социальной группы, то есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья, правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь;
гендерная социализация разделяется по половому признаку - мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками;
организационная социализация происходит во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т. д.).
досрочная социализация - это вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Основными институтами социализации являются : семья; сверстники; образовательные учреждения; религия; правовая система; средства массовой информации. В социологии существует также такое понятие, как десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
В процессе жизнедеятельности, в культурном пространстве, у ребенка складывается система ценностей, отношений к себе, людям, спорту, своему краю, появляется новое качество «Я». [1] Ценностные приоритеты детско-юношеской спортивной школы реализуются через направления:
укрепление физического, нравственного и психического здоровья обучающихся;
формирование здорового образа жизни;
работа с родителями;
патриотическое и гражданское воспитание.
В учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности эффективным вариантом в деле воспитания здоровой и гармонично развитой личности является занятие избранным видом спорта. Здоровый человек, как физически, так и нравственно, в большинстве своем, способен адекватно оценить собственные возможности в процессе социальной адаптации в обществе. Поэтому воспитание личности с помощью средств физической культуры и спорта способствует социализации человека, так как в процессе физического воспитания формируются важные личностные качества: коллективизм, коммуникативность, целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, гражданственность, патриотизм и др.
Патриотическое и гражданское воспитание является неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса спортивной школы. В условиях современного общества основная цель патриотического и гражданского воспитания – формирование политической культуры, гражданского сознания и высоких моральных качеств: порядочности, ответственности, дисциплинированности. Основные задачи патриотического и гражданского воспитания, это [2] : создание условий для воспитания человека образованного, нравственного, предприимчивого, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающему чувством ответственности за судьбу страны, воспитание гражданственности и любви к Родине через изучение народных видов спорта, возрождение и развитие национальных традиций, воспитание спортсменов через изучение истории Отечества и родного края, формирование толерантного сознания, воспитание у гражданина уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Кроме занятий физической культурой и спортом, детям и подросткам нужно прививать желание заботиться о младших воспитанниках, а также помогать старшим по возрасту людям.
Физическая культура и спорт - составная часть культуры, область социальной деятельности. В нашем учреждении создана образовательная система, включающая три основных направления:
образовательная деятельность в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами;
спортивно-массовая деятельность, включающая участие детей и подростков в соревнованиях различного уровня;
воспитательно-досуговая деятельность, включающая воспитательную работу с детьми и молодёжью и организацию их свободного времени.
Исходя из направлений и накопленного опыта педагогической и тренерской работы, мы знаем, что нашим детям интересно не только участие в спортивных соревнованиях, но и участие в мероприятиях социально - значимой направленности. Система воспитательно-досуговой работы в нашем учреждении включает взаимодействие с различными общественными организациями Заводского района г. Новокузнецка. Территориальная близость нашей спортивной школы и комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) Заводского района г. Новокузнецка подсказала нам возможность реализации творческого потенциала наших воспитанников и педагогов в социально - значимой деятельности. На протяжении нескольких лет, по инициативе наших юных спортсменов, на основе добровольчества, организована шефская работа над пожилыми людьми, отдыхающими в КЦСОН. Шефская работа заключается в организации и проведении праздничных программ, выставок детского творчества, мастер-классов по оздоровительной гимнастике, что приносит душевную и физическую радость подшефным. Дети с огромным удовольствием участвуют в этом процессе, реализуя не только свои спортивные и творческие навыки, но и душевные потребности. Несколько лет подряд, в рамках общероссийской акции «Весенняя неделя добра», в КЦСОН проводится праздничная программа «Да здравствует МАЙ!», которая сочетает показательные выступления спортивных групп, музыкально-литературные композиции, вручение сувениров, сделанных детскими руками. Наш опыт проведения таких мероприятий, значимых для пожилых людей, помог организовать районный праздник «Чтобы сердце и душа были молоды», который, мы надеемся, станет традиционным в Заводском районе. Это мероприятие организовано силами педагогов и детского коллектива школы, с привлечением Совета ветеранов Запсиба, администрации Заводского района, городской общественной организации «Скандинавская ходьба» и православной церкви района. Данное мероприятие способствует удовлетворению социальных и культурных потребностей граждан пожилого возраста, повышению их социального статуса. В рамках регионального конкурса социальных инициатив «Марафон добрых дел», творческий коллектив, созданный из педагогов и волонтерского отряда юных спортсменов, организовал высадку деревьев и кустарников, любезно предоставленных фирмой «Зеленстрой» на безвозмездной основе, на территории спортивной школы, названной «Аллея спорта». Целью этого мероприятия было не только благоустройство территории к 40-летию учреждения, но и формирование у детей и родителей чувства любви и благодарности к своей школе. В будущем, мы надеемся, что эта аллея, заложенная спортсменами первого года обучения и выпускниками, станет символом преемственности поколений наших спортсменов. Организация и проведение вышеназванных мероприятий по собственной инициативе, позволило нам стать серебряными призёрами регионального конкурса социальных инициатив. Социально - значимые мероприятия способствуют сплочению детского, родительского и педагогического коллективов, и, в конечном счёте - созданию единого воспитательного пространства школы. Всё это поможет детям успешно адаптироваться в обществе, а также активизирует у них потребность в различных формах гражданского участия на добровольной основе в социально - значимой деятельности. Дети получают моральное удовлетворение от своих добрых дел, испытывают уважение к старшему поколению и самому себе, развиваются духовно и нравственно, получают навыки добровольческой деятельности.
В будущем, мы планируем использовать спортивный и творческий потенциал тренеров и спортсменов в организации добровольческих мероприятий по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ, это: организация и проведение районных физкультурно - спортивных мероприятий, показательных выступлений спортивных групп, организация оздоровительных мероприятий для пожилых людей, пропаганда ЗОЖ с помощью в творческих работ учащихся, родителей и тренеров. Мы хотим, чтобы не только спортивная школа стала территорией здоровья, но и все жители Заводского района понимали актуальность и необходимость ЗОЖ.
Литература.
1. Мудрик, А. Социализация и воспитание / А. Мудрик. – М. : Сентябрь, 1997 – 96 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».