Алена Пестова
Волонтерский проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательный, творческий
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: среди детей одной группы
Участники проекта: педагоги, дети старшего возраста, родители.
Проблема: домашние питомцы есть во многих семьях. Но если мы так любим животных, то почему до сих пор на улицах мерзнут и голодают бездомные собаки и кошки? Эта проблема стала отправной точкой в разработке проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Темочки:
- Волонтер. Волонтерское движение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Актуальность проекта: ежедневно мы видим собак и кошек, которые бродят по улицам города, а также и тех, «кого приручили», — это сказал в начале 20 века Антуан де Сент-Экзюпери. К сожалению, фраза эта звучала с тех пор настолько часто, что потеряла свой истинный смысл.
Мы заводим домашних животных, не сознавая всей меры ответственности. Наигравшись вдоволь, люди выбрасывают своих питомцев на улицу. Эта проблема актуальна очень давно и носит глобальный характер. Почему мы забыли о верности и привязанности тех, кого приручили, и равнодушно проходим мимо.
Бездомные животные страдают сами и приносят вред людям, а это следствие безответственного и равнодушного отношения человека к ним. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.
Объект проекта: процесс формирования бережного отношения к домашним животным.
Предмет объекта: совокупность методов, приемов и средств для эффективной работы по воспитанию бережного и заботливого отношения к домашним животным.
Цель проекта: Расширение представлений у детей о домашних питомцах: их особенностей и потребностей.
Задачи проекта:
1. Расширить представление детей об особях домашних животных, их отличиях и особенностях;
2. Создать ситуации для понимания необходимости ухода за домашними животными относительно их потребностей;
3. Способствовать формированию бережного и заботливого отношения к домашним питомцам, к тем животным, которых заводят люди дома;
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели ноября с 18.11.2024 по 30.11.2024 г.)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников старшей группы
Развивающая предметно-пространственная среда:
- пополнение книжного уголка книгами о домашних животных: Городецкий С. М. «Котенок», Маршак С. Я. «Пудель», Дмитриева В. И. «Жучка», Носов Н. Н. «Живая шляпа», «Дружок», Паустовский К. Г. «Кот – ворюга», Пришвин М. М. «Глоток молока», Толстой Л. Н. «Котёнок», Носов Н. Н. «Бобик в гостях у Барбоса».
- дидактические игры «Зоологическое лото», «Кто где живет», «Накорми животных», «Загадай, мы отгадаем», «Найди пять отличий», разрезные картинки и пазлы.
Предполагаемый продукт проекта: информационная газета «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Список литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.-112с.
4. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. Айрис-пресс, 2008.-208с. – (дошкольное воспитание и развитие).
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград «Перемена», 2001
6. Костина Е. В. Захарова М. А. Родители и дети. Проектная деятельность в детском саду. -М. : Школьная пресса, 2010
6. Николаева С. Н. Теория и методики экологического образования детей. - М. : Издательский центр «Академия», 2005
Содержание деятельности по реализации проекта.
1-й этап организационный.
Проанализировав знания детей в области экологического воспитания, а в частности информированности детей о домашних животных, была выбрана тема проекта – домашние питомцы: их особенности и потребности. Поставлена цель и задачи проекта.
В ходе режимного момента «Утренний круг» детей ввели в моделирующую ситуацию. По итогам беседы встала проблема: «Что дети могут сделать, чтобы домашние животные были счастливы?»
На этапе планирования был использован метод трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как будем узнавать?». В ходе ответов на вопрос выяснили, что знания детей о домашних животных скудны: недостаточны представления о характерных особенностях внешнего облика каждого животного; отсутствуют точные сведения о предпочтении в питании животных, затруднения в назывании детёнышей, а также особенностей поведения домашних питомцев.
По итогам обсуждения данной проблемы, дети сделали вывод о необходимости создания информационной газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили».
2-й этап подготовительный.
На втором этапе воспитатель, совместно с детьми составляет план-схему проекта деятельности. Педагог помогает детям грамотно спланировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети определили основные направления деятельности проекта.
Были намечены сроки выполнения реализации проекта, а также выбраны методы, необходимые для решения данной проблемы. Дети отметили такие методы как наблюдение, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций энциклопедий.
На данном этапе была организована и дополнена развивающая предметно-пространственная среда. Был осуществлен:
- подбор детской художественной литературы для чтения;
- подбор иллюстративного материала по теме, презентаций;
- подбор дидактических и настольно-печатных игр;
- подбор материалов для игр в свободной деятельности детей;
Говоря о способах получения информации, дети предлагали такие варианты: спросить у взрослых, прочитать в книгах, найти в интернете. В ходе данного этапа цели и задачи проекта были согласованы с родителями воспитанников детского сада №16.
3-й этап практический.
18 ноября. Понедельник
1. Беседа на утреннем круге «Беззащитный котенок» (Приложение 1)
В начале недели на утреннем круге воспитатель рассказывает детям о том, как она нашла бездомного котенка. Воспитатель, с помощью наводящих вопросов подводит к тому, что бездомному животному на улице страшно, одиноко, голодно и холодно. Возникает проблема: «Как помочь бездомному животному?»
Далее педагог выясняет какие животные живут дома у воспитанников старшей группы детского сада. Предлагает совместно с родителями рассказать о своем домашнем питомце.
2. Информирование родителей о об организации фотовыставки «Мой любимый питомец»
Детям, совместно с родителями предлагается поучаствовать в организации фотовыставки «Мой любимый питомец». Необходимо принести фотографию ребенка совместно с его домашнем любимцем в ходе какой-либо деятельности (игра, кормление, и т. д.) Фотография должна быть четкой, яркой и соответствовать заявленной теме.
3. Просмотр презентации «Братья наши меньшие»
В ходе просмотра презентации дети познакомились с общим понятием домашних животных (кошки, собаки, коровы, лошади и др.); с классификацией домашних животных: сельскохозяйственные, служебные, декоративные. Узнали о роли домашних животных в жизни людей: помощь в хозяйстве, охрана, общение и эмоциональная поддержка. Также в ходе презентации игра в дидактические игры «Кто чем полезен?» (детям предлагаются карточки с изображением разных домашних животных, нужно определить, какую пользу они могут принести) и «Собери семью» (нужно собрать всех представителей одного вида животного: кот, кошка, котенок)
Обсуждение после просмотра:
* Какие новые факты они узнали о домашних животных?
* Какую пользу приносит человеку каждое животное?
* Почему важно заботиться о домашних питомцах?
19 ноября. Вторник
1. Внесение в родительский уголок информационного листа «Домашние животные в жизни ребенка» (Приложение 2)
В информационном листе говорится о том, что домашний питомец является не только источником тепла, ласки и другом, но и оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рядом с четвероногим другом ребенок учится быть организованным и дисциплинированным. Домашний питомец учит ребенка нести ответственность за других. Также описано влияние домашних животных на социальную адаптацию, физическое развитие, нравственное развитие, трудовое воспитание.
2. Конструирование из бумаги «Собачка»
Воспитатель предлагает отгадать кто сегодня пришел в гости к ребятам. Пришла грустная кошка Мурка. Грустная она потому, что у нее нет друзей. Чтобы Мурка не грустила, сделаем ей друзей. Сделаем поделку в стиле оригами – собака.
3. Подвижная игра на прогулке «Мышеловка»
Делимся на две не равные команды, большая образует круг-«мышеловку», остальные- «мышата». Мышата будут бегать по кругу, а мы будем говорить слова:
«Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!»
Затем отпускаем руки вниз, и «Мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.
20 ноября. Среда
1. Рассматривание иллюстраций альбома «Разные породы кошек»
Альбом состоит из красочных фотографий разных пород кошек с кратким описанием. В альбоме представлены следующие породы: мейн-кун, сиамская кошка, британская кошка, персидская кошка.
Рассматривая альбом, дети могут заметить, что все кошки похожи между собой, ведь у них есть общие черты, такие как четыре лапы, хвост и уши. Однако они также узнают, что существует множество различий в размерах, окрасе, длине шерсти и даже в характерах этих животных. Каждый котенок уникален, и каждая порода имеет свои особенности, которые делают ее особенной и неповторимой.
2. Игра «Зоологическое лото»
Игровые правила: Игроки берут по одному игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и кладет в непрозрачный мешочек. Затем он достает любую карточку и спрашивает: «Как называется это животное? Кому нужна эта карточка?» Игрок, у которого сходятся картинки забирает ее себе и кладет на игровое поле. Выигрывает тот, у кого первым закроется карточка.
3. Внесение книги Н. Носова «Живая шляпа»
21 ноября. Четверг
1. Рассматривание иллюстраций альбома «Собаки в жизни человека»
Альбом состоит из красочных фотографий с кратким описанием собак. А альбоме представлены:
- служебные собаки: полицейские - которые ловят преступников; поисково-спасательные – которые ищут людей под завалами; собаки-поводыри – помогают людям с ограниченными возможностями; пограничные - ищут запрещенные вещества по запаху; собаки – пастухи - помогают пасти овец и следят, чтобы ни одна овца не отбилась от стада. К служебным относятся разные породы овчарок (немецкая, кавказская, среднеазиатская, шотландская (колли, терьеры, ротвейлеры, московская сторожевая, доберман, боксёр, дог и другие.
- охотничьи собаки. К охотничьим породам относятся борзые (русская, афганская и др., гончие (русская и др., легавые (сеттер, курцхаар, пойнтер и др., спаниели, лайки (восточносибирская, русско-европейская и др., норные (такса и др.).
- декоративны собаки. это группа пород, используемых в декоративных целях, т. е «для красоты». К ним относятся породы собак незлобных, разной величины и телосложения. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау, бульдогов (французских, английских, пинчеров, чи-хуа-хуа и других.
2. Беседа «Правила безопасности во время встречи с бездомным животным». (Приложение 3)
В ходе беседы воспитатель совместно с детьми формулируют правила обращения с бездомными животными.
3. Чтение книги М. Пришвина «Глоток молока» с последующим обсуждением
Воспитатель, после прочтения книги задает вопросы детям:
- Почему собака Лада оказалась без еды? (Она была больна)
- Как собака отреагировала на поступок человека? (Она подняла голову и забила прутом. От ласки жизнь заиграла в ее глазах)
- Почему рассказ называется «Глоток молока», а не просто «Молоко»? (Это подчеркивает важность даже самого маленького доброго дела, которое может спасти жизнь другому существу)
22 ноября. Пятница
1. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»
Воспитатель вносит игрушку собачки и говорит, что она заболела – ее срочно нужно лечить. Выясняют, где и кто лечит собак и других животных. Предлагает организовать игру. Дети распределяют роли между собой: кто будет врачом, медсестрой, пациентами (животные, администраторами клиники и т. д. Дети помогают обустроить пространство под клинику: ставят столик для осмотра, раскладывают медицинские инструменты, надевают фартуки и шапочки.
Игровая ситуация: Дети начинают играть. Врач осматривает больного питомца, ставит диагноз, назначает лечение. Медсестра помогает врачу, готовит лекарства, делает уколы. Пациенты (другие дети с игрушками-животными) приходят на прием, рассказывают о своих проблемах со здоровьем.
Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры, обсуждая, какие важные моменты они узнали о работе ветеринаров и уходе за животными. Дети делятся своими впечатлениями от игры.
2. Игра «Загадай, а мы отгадаем»
Игровые правила: воспитатель составляет описательную загадку о каком-либо животном, а дети должны догадаться о ком идет речь.
- Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (корова)
- Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (кошка)
- Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (собака)
- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном и травой. (лошадь)
- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (коза)
- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; дает шерсть, мясо. (овца)
- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачком. (свинья)
25 ноября. Понедельник
1. Беседа «Расскажи о животном, которое живет в твоем доме»
Воспитатель рассказывает о том, что не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. Домашние питомцы – это животные, живущие рядом с нами; они создают хорошее настроение и являются объектами привязанности своих хозяев. Далее дети берут фотографии своих питомцев и рассказываю о них.
2. Викторина «Домашние животные» (Приложение 4)
Викторина состоит из 6 туров. Первый тур «Разминка», в ходе которого задаются общие вопросы о домашних животных. Второй тур «Назови детенышей домашних животных», в ходе которого дети должны правильно назвать детёнышей различных домашних животных. Третий тру «Кто где живет?», в ходе которого дети определяют, где живет собака, лошадь, собака и другие животные. Четвертый тур «Подарки домашних животных», где дети должны определить кто из животных подарил тот или иной предмет. В пятом туре дети отгадывают загадки. В шестом туре дети играют в игру «Кто какой голос подает».
3. Организация выставки рисунков «Мой любимый питомец»
В свободной деятельности дети могут нарисовать своего домашнего питомца или того животного, которого они хотели бы. Рисунки могут изображать любых домашних животных: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других питомцев. Главное условие – работа должна отражать любовь ребенка к своему любимцу.
26 ноября. Вторник
1. Презентация фотовыставки «Мой любимый питомец» в комнате приема старшей группы
2. Дидактическая игра «Накорми животных»
Игровые правила: В центре стола лежат карточки с изображением еды. Взрослый раздает карточки с изображением животных и зверей. Педагог показывает образец игры, берёт карточку, называет изображённое на ней животное и подбирает карточку с изображением пищи для этого животного (н-р: кошка-молоко; собака – косточка, и т. д.).
3. Внесение набора фигурок домашних животных для самостоятельной деятельности детей.
Цель: побуждение детей к самостоятельной игровой деятельности.
27 ноября. Четверг
1. Внесение в родительский уголок информационного листа «Читайте вместе с нами»
Предлагаем родителям перечень рассказов по теме домашних животных. Например, рассказы Носова Н. Н. «Живая шляпа», «Дружок», Паустовского К. Г. «Кот – ворюга», Пришвина М. М. «Глоток молока», Толстого Л. Н. «Котёнок», Носова Н. Н. «Бобик в гостях у Барбоса».
2. Беседа «Как ты ухаживаешь за домашними животными» с последующим изготовлением информационной газеты. (Приложение 5)
В ходе беседы формулируют правила обращения с домашними животными на примере кошки или собаки.
Что же нужно знать об уходе за ними? (дети делают выводы самостоятельно, воспитатель подводит итог каждому правилу)
- у них должно быть собственное место (домики, коврики и т. д.)
- место, где животное обитает нужно содержать в чистоте (мы посуду для кома и воды, убирать туалет)
- животное должно быть чистое (расчесывать, мыть)
- животное должно быть сытое (нужно знать, что любит каждое животное. Что ему можно есть, а что нельзя)
- животное необходимо воспитывать и дрессировать (это значит приучать к туалету, показывать, где место для кормления, собаку учат подчиняться командам)
- животных необходимо лечить, если они заболели и делать им прививки.
По итогу беседы дети делают зарисовки данных правил, а воспитатель записывает правила на информационной газете.
3. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Игровые правила: дети сидят за столом. Педагог показывает картинки разных домашних животных. Затем раскладывает на столе такие же картинки, но разрезанные на фрагменты. Дает каждому ребенку целую картинку и предлагает собрать такую же из отдельных частей и принять позу, которая изображена на картинке.
4-й этап презентация проекта
В основе заключительного этапа лежит итоговое мероприятие – социальная акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». Участниками мероприятия являются дети и родители воспитанников МБДОУ «Детский сад №16».
Выбирается место, где будет располагаться информационная газета «Мы в ответе за тех, кого приручили».
На заключительном этапе подводим итоги проекта для всех участников образовательно процесса.
Дети, подводя итоги проекта, отмечают успехи и неудачи, с которыми они столкнулись. Проанализировав работу, дети соотносят результат проекта с намеченным планом. По итогам каждый ребенок должен сделать вывод о том, на сколько ему была интересна данная тема, какой вклад в реализацию проекта внес каждый ребенок в отдельности, что нового узнал о мире птиц, что получилось/ не получилось в реализации проекта.
Воспитатель, подводя итоги проекта, отмечает, что у детей углубились знания и представления о домашних животных, дети начали проявлять познавательный интерес к животным. Так же отмечается желание ухаживать за своими питомцами.
В ходе реализации проектной деятельности у детей закрепились основы знаний: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.
Также, следует отметить, что в результате привлечения родителей повышается уровень сотрудничества, взаимодействия с семьей через вовлечение их в проектную деятельность. Создаются теплые детско-родительские отношения, заинтересованность в общении со своими детьми.
Родители, подводя итоги проекта, отмечают его важность, понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного отношения к животным, развитию любви и бережного отношения дошкольников к живой природе.