Анастасия Кривченко
Углублённое изучение вокально-хоровых навыков одарённых старших дошкольников на основе дифференцированного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Вокальный ансамбль «Соловушка»
«Углублённое изучение вокально-хоровых навыков одарённых детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода»
Публикация «Углублённое изучение вокально-хоровых навыков одарённых старших дошкольников на основе дифференцированного подхода» размещена в разделах
(Вокальный ансамбль «Соловушка»)
Не все дети дошкольного возраста имеют равные стартовые возможности при социализации и поступлении в музыкальную школу. Приём на музыкальное отделение ведётся только с 7 лет. Таким образом, возникает особая проблема: упускается возможность своевременного выявления и развития талантливых и способных детей и дальнейшее их обучение музыке, профилизации. Создание вокально-хоровой студии на базе детского сада позволяет начать развитие одарённых детей на более раннем этапе.
Таким образом на басе МБДОУ д. с. № 100 разработан проект «Углублённое изучение вокально-хоровых навыков одарённых детей старшего дошкольного возраста на основе дифференцированного подхода».
Цель проекта - создание общей среды для проявления, развития, стимулирования музыкальных способностей, а также поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, а также понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости. Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».
Хоровое пение дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувство товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Задачи:
1. Расширять диапазон одарённых детей, певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения.
2. Развивать чистоту интонирования, чёткую дикцию, правильного певческого дыхания, артикуляции.
3. Развивать эмоционально-выразительное исполнение.
4. Развивать у дошкольников творческое начало.
5. Формировать культуру, нравственные качества личности ребенка, его приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры.
6. Поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.
7. Формировать креативные качества, реализовать индивидуальные способности и возможности детей, личностных достижений, которые могут служить основой успешности дальнейшей социализации в окружающем мире.
Механизмы.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни музыкальные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Для выявления музыкальных способностей одарё нных детей используются следующие критерии:
1. Выраженное стремление к музыкальной деятельности
2. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
3. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
4. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности я организовала дополнительную, углублённую вокально-хоровую работу на основе дифференцированного подхода.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как сти-хотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• пение без сопровождения.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни
Инновационность: Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.
В проекте обобщаются некоторые инновационные положения из опыта работы по выявлению и развитию вокальных способностей детей в дошкольном учреждении. Раскрываются методы, формы и приёмы работы, направленные на формирование одарённой личности, а также эффективность совместной работы педагога с воспитателями и родителями.