Приложение МААМ

Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)

Иоанна Романовская
Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Часто встает вопрос о целесообразности приема в школу искусств детей, не продемонстрировавших на приемных испытаниях каких-либо музыкальных способностей. На отделение музыкального фольклора детской школы искусств приходит довольно много детей, которые считаются непригодными для занятий вокалом. Однако опыт работы показывает, что и такие дети могут добиться серьезных успехов.

Публикация «Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)» размещена в разделах

В чем же проявляется отсутствие способностей к вокальным занятиям? Это:

- неумение интонировать;

- отсутствие чувства ритма;

- дефекты речи, что очень мешает вокалисту.

Неумение интонировать чаще всего связано с отсутствием координации голоса и слуха. Бывает, что ребенок хорошо слышит, но не может справиться с голосом. Нередки случаи, когда причиной плохой интонации является слабый слух.

Работу над чистотой интонации необходимо начинать в примарной зоне, т. е. на тех тонах, на которых держится спокойная речь. В первую очередь нужно научить ребенка воспроизводить звук определенной высоты (центральный звук диапазона, используя музыкальный инструмент. Я использую баян, т. к. он близок к человеческому голосу. Прошу спеть так, чтобы голос сливался со звучанием инструмента. Слуховое ощущение можно ассоциировать с образным восприятием. Например, чистый звук напоминает гладкую атласную ленту, он приятно скользит. Нестройное звучание – жужжание жука, скрежет. Часто дети, когда нечисто интонируют, говорят: «Жужжит!». Чтобы настроить голос использую такие понятия, как «тонкий», «толстый» голос, прошу спеть чуть «потоньше», позвонче или наоборот «потолще», пока голос не сольется с инструментом. После того как ребенок научился чисто воспроизводить один звук, можно перейти к соседним звукам, освоить тетрахордовые попевки. Здесь нужно следить чтобы были точные переходы с одной ступени на другую. Для этого можно показывать движение рукой, нарисовать ступеньки и попросить ученика представить, что он шагает вверх и вниз. Ребенок также должен добиваться, чтобы его голос сливался с другими голосами. Практика показывает, что дети лучше воспринимают детские голоса чем голос взрослого педагога, поэтому целесообразно на занятиях сажать его между интонирующими детьми.

Иногда проблемы с интонацией возникают из-за психологических проблем: ребенок зажат, боится что-то сделать не так. Такие дети стесняются спеть соло, но хорошо раскрепощаются в коллективе. И для этого хорошо подходит упражнение «Би-би-би-би-би-би-би-би, ой-ё-ё-ё-ё-ё-ёй, ай-я-я-я-я-я-яй» (нисходящие движения от 5-й к 1-й ступени)

В моей практике бывало, что дети, не умеющие интонировать самостоятельно, уверенно держали свою партию в ансамбле.

Довольно распространено явление, когда дети не могут пройтись под музыку, прохлопать ритм, произнести текст в ритме. Причина часто кроется в проблемах координации. Для развития чувства ритма используются скороговорки или детские потешки, например, «Из-под топота копыт пыль по пою летит» или «Сорока, сорока…». На их примере ведется работа над метром : определяются сильные и слабые доли, делаются хлопки на сильную долю, на каждую долю. Здесь можно использовать ложки. Если возникают трудности с координацией, можно педагогу прохлопать руками ребенка или поставить его в пару с другим, имеющим хорошее чувство ритма, и предложить хлопать вместе как бы играя в ладушки.

Бывает, что работа под текст вызывает затруднение. Тогда можно хлопать и шагать под счет, а уже после переходить к работе с текстами. Кроме работы над метром необходимо работать и над ритмом. Хороший способ научить стучать ритмический рисунок – предложить «проговорить» текст ладошками или ложками.

Можно использовать игру в ритмическое эхо – повторение ритмических рисунков, которые постепенно усложняются. Также дети с удовольствием играют в колокола. Играющие делятся на три группы, одна произносит «бом» четвертными длительностями, другая - «ди-ли» восьмыми, третья –«ди-ли-ли-ли» шестнадцатыми.

Имеют место случаи, когда приходят в школу искусств дети с разного рода дефектами речи. Чаще всего встречаются проблемы со звуками «р», «ш», «л». Исправление речи – это, прежде всего, дело логопеда, но и мы также можем способствовать устранению дефектов. С этой целью можно использовать упражнения на разные звуки.

Упражнения на звук «р» :

- «Фыркание лошадки» - сильно подуть на расслабленные губы до получения вибрации: прррр;

- Рычание – подражание рычанию собаки, тигра;

- Бра, брэ, бры, бро, бру;

- Ниверью, шугурью, кирьян, кургу, шургу, верью;

- скороговорка «Дровоколорубы рубили дрова на срубы».

Упражнения на звук «ш» :

- для тех, у кого нет проблем с произношением «р», - прошептать звук «р»;

- произнести звук «с» и спрятать язык за зубами;

- скороговорка «У Сашки в кармане шишки да шашки».

Упражнения на звук «л» :

- «ели-ёли, ели-ёли, ели-ёли-я»;

- «Лилии полили ли? Иль увяли лилии?»

- «Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили.»

Иногда причиной плохой дикции является нарушение фонематического слуха. Такие дети не могут повторить простейшую фразу или даже слово. Они могут отдельно произносить почти все звуки, но не могут соединить их в слова. Не смотря на хороший музыкальный слух и чистую интонацию сложно выучить даже простенькую детскую потешку. Приходится осваивать слова по слогам с очень хорошей артикуляцией и в очень медленном темпе. Здесь нужно большое терпение и последовательность. При регулярных занятиях результат виден уже примерно через месяц.

И в заключении хочется сказать, что народным пением нужно заниматься со всеми детьми. Ведь народное творчество предполагает участие каждого в меру своих возможностей. Пусть не все занимающиеся народным пеним станут профессиональными певцами, но возможность самореализации получит каждый.

Публикации по теме:

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения осанки Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет (по 6-8 человек в группе) 3 раза в неделю по 20 мин по рекомендации врача-терапевта (имеющие.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Коррекционная работа по закреплению произношения звуков [Ш], [Ж] с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации. Выполняя.

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дети остаются за "бортом".

Наш ориентир-здоровый и развитый ребенок. Работа с детьми, имеющими статус ОВЗ Материал окружного семинара для педагогов по коррекционному развитию детей с ОВЗ «Наш ориентир – здоровый и развитый ребенок» РУКОВОДИТЕЛИ.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ. Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные.

Сообщение из опыта работы воспитателя «Работа с интеллектуально одарёнными детьми» Каждый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии педагогу необходимо оценить реальные проявления детской одарённости. Андрей.

Специфика работы с детьми, имеющими особенности речевого развития в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях [Не секрет, что у каждого ребенка свой темперамент, у каждого свой характер и особенности. Учитывая возрастные особенности от 3 до 5, речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)
Опубликовано: 23 октября 2017 в 23:21
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Иоанна Романовская (УИ 1316377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД