Иоанна Романовская
Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Часто встает вопрос о целесообразности приема в школу искусств детей, не продемонстрировавших на приемных испытаниях каких-либо музыкальных способностей. На отделение музыкального фольклора детской школы искусств приходит довольно много детей, которые считаются непригодными для занятий вокалом. Однако опыт работы показывает, что и такие дети могут добиться серьезных успехов.
Публикация «Вокальная работа с детьми, не имеющими способностей (из опыта работы)» размещена в разделах
В чем же проявляется отсутствие способностей к вокальным занятиям? Это:
- неумение интонировать;
- отсутствие чувства ритма;
- дефекты речи, что очень мешает вокалисту.
Неумение интонировать чаще всего связано с отсутствием координации голоса и слуха. Бывает, что ребенок хорошо слышит, но не может справиться с голосом. Нередки случаи, когда причиной плохой интонации является слабый слух.
Работу над чистотой интонации необходимо начинать в примарной зоне, т. е. на тех тонах, на которых держится спокойная речь. В первую очередь нужно научить ребенка воспроизводить звук определенной высоты (центральный звук диапазона, используя музыкальный инструмент. Я использую баян, т. к. он близок к человеческому голосу. Прошу спеть так, чтобы голос сливался со звучанием инструмента. Слуховое ощущение можно ассоциировать с образным восприятием. Например, чистый звук напоминает гладкую атласную ленту, он приятно скользит. Нестройное звучание – жужжание жука, скрежет. Часто дети, когда нечисто интонируют, говорят: «Жужжит!». Чтобы настроить голос использую такие понятия, как «тонкий», «толстый» голос, прошу спеть чуть «потоньше», позвонче или наоборот «потолще», пока голос не сольется с инструментом. После того как ребенок научился чисто воспроизводить один звук, можно перейти к соседним звукам, освоить тетрахордовые попевки. Здесь нужно следить чтобы были точные переходы с одной ступени на другую. Для этого можно показывать движение рукой, нарисовать ступеньки и попросить ученика представить, что он шагает вверх и вниз. Ребенок также должен добиваться, чтобы его голос сливался с другими голосами. Практика показывает, что дети лучше воспринимают детские голоса чем голос взрослого педагога, поэтому целесообразно на занятиях сажать его между интонирующими детьми.
Иногда проблемы с интонацией возникают из-за психологических проблем: ребенок зажат, боится что-то сделать не так. Такие дети стесняются спеть соло, но хорошо раскрепощаются в коллективе. И для этого хорошо подходит упражнение «Би-би-би-би-би-би-би-би, ой-ё-ё-ё-ё-ё-ёй, ай-я-я-я-я-я-яй» (нисходящие движения от 5-й к 1-й ступени)
В моей практике бывало, что дети, не умеющие интонировать самостоятельно, уверенно держали свою партию в ансамбле.
Довольно распространено явление, когда дети не могут пройтись под музыку, прохлопать ритм, произнести текст в ритме. Причина часто кроется в проблемах координации. Для развития чувства ритма используются скороговорки или детские потешки, например, «Из-под топота копыт пыль по пою летит» или «Сорока, сорока…». На их примере ведется работа над метром : определяются сильные и слабые доли, делаются хлопки на сильную долю, на каждую долю. Здесь можно использовать ложки. Если возникают трудности с координацией, можно педагогу прохлопать руками ребенка или поставить его в пару с другим, имеющим хорошее чувство ритма, и предложить хлопать вместе как бы играя в ладушки.
Бывает, что работа под текст вызывает затруднение. Тогда можно хлопать и шагать под счет, а уже после переходить к работе с текстами. Кроме работы над метром необходимо работать и над ритмом. Хороший способ научить стучать ритмический рисунок – предложить «проговорить» текст ладошками или ложками.
Можно использовать игру в ритмическое эхо – повторение ритмических рисунков, которые постепенно усложняются. Также дети с удовольствием играют в колокола. Играющие делятся на три группы, одна произносит «бом» четвертными длительностями, другая - «ди-ли» восьмыми, третья –«ди-ли-ли-ли» шестнадцатыми.
Имеют место случаи, когда приходят в школу искусств дети с разного рода дефектами речи. Чаще всего встречаются проблемы со звуками «р», «ш», «л». Исправление речи – это, прежде всего, дело логопеда, но и мы также можем способствовать устранению дефектов. С этой целью можно использовать упражнения на разные звуки.
Упражнения на звук «р» :
- «Фыркание лошадки» - сильно подуть на расслабленные губы до получения вибрации: прррр;
- Рычание – подражание рычанию собаки, тигра;
- Бра, брэ, бры, бро, бру;
- Ниверью, шугурью, кирьян, кургу, шургу, верью;
- скороговорка «Дровоколорубы рубили дрова на срубы».
Упражнения на звук «ш» :
- для тех, у кого нет проблем с произношением «р», - прошептать звук «р»;
- произнести звук «с» и спрятать язык за зубами;
- скороговорка «У Сашки в кармане шишки да шашки».
Упражнения на звук «л» :
- «ели-ёли, ели-ёли, ели-ёли-я»;
- «Лилии полили ли? Иль увяли лилии?»
- «Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили.»
Иногда причиной плохой дикции является нарушение фонематического слуха. Такие дети не могут повторить простейшую фразу или даже слово. Они могут отдельно произносить почти все звуки, но не могут соединить их в слова. Не смотря на хороший музыкальный слух и чистую интонацию сложно выучить даже простенькую детскую потешку. Приходится осваивать слова по слогам с очень хорошей артикуляцией и в очень медленном темпе. Здесь нужно большое терпение и последовательность. При регулярных занятиях результат виден уже примерно через месяц.
И в заключении хочется сказать, что народным пением нужно заниматься со всеми детьми. Ведь народное творчество предполагает участие каждого в меру своих возможностей. Пусть не все занимающиеся народным пеним станут профессиональными певцами, но возможность самореализации получит каждый.