Наталья Прусакова
Конспект ООД «Военные профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Прусакова Наталья Петровна,
учитель- логопед МБДОУ «Детский сад п. Томаровка Яковлевского городского округа»
Организованная образовательная деятельность по расширению активного словаря, развитию лексико-грамматических категорий речи и коммуникативных навыков у детей с ОНР подготовительного к школе возраста
«Защитники Родины. Военные профессии»
Программное содержание:
Цели ООД:
Коммуникативные:
-развивать умение слушать и понимать смысл обращенной речи,
-обучать умению вступать в диалог и поддерживать его,
-совершенствовать навык последовательного изложения ребенком собственных мыслей.
Коррекционно-обучающие:
-обучать правильному называнию военных профессий; названию военной техники, родов войск;
- расширять предметный, глагольный словарь, словарь определений и наречий;
- формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в подборе слов - признаков и действий;
- закреплять употребление существительных в различных падежах;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать способность использования полученных знаний в собственной речи;
Коррекционно-воспитательная:
– воспитывать чувство патриотизма, уважение и благодарность к людям военных профессий.
Оборудование: предметные картинки военной техники, фотографии видов природы, карта России, флажок России, наборы открыток и картинок в соответствии с темой, листы в крупную клетку, макетики самолетиков.
1. Организационный момент ООД
Здравствуйте, ребята. (в одежде воспитателя присутствуют элементы военной формы). У меня ответственное поручение. (Демонстрируется пакет). Этот пакет меня попросили доставить по адресу. А кстати, дети, по какому адресу находится ваш детский сад? (ответы детей)
Да, верно, именно этот адрес указан на моем пакете, значит, я прибыла точно по назначению.
Пакет адресован самым внимательным, самым старательным, самым умным ребятам. Получается вам? (ответы детей)
Значит, все в полном порядке.
2. Вижу, вам не терпится узнать, от кого пришло письмо и что в нем написано? Послушайте о чем оно. (Зачитывается текст письма) «Дорогие ребята, пишут вам защитники Родины, защитники Отечества. Мы бы хотели с вами поближе познакомиться, заодно узнать, что вам уже известно об Армии. Мы прислали вам фотографии и разные задания-испытания. Особо отличившиеся ребята будут представлены к наградам»
Ну что, ребята, думаю, нам будет интересно узнать о жизни солдат, да и с заданиями, я уверена, вы справитесь.
3. Упражнения на расширение на расширение словарного запаса.
Л. Приглашаю вас на фотовыставку. (Дети проходят к стенду с фотографиями). Эти фотографии сделали сами солдаты и прислали их вам.
Что же вы видите здесь? (ответы детей, поправки логопеда: широкие поля, современные многолюдные города, бескрайние степи, морской берег, остроконечные горы, непроходимая тайга)
Л. В какой стране солдатам удалось сделать такие чудесные снимки? (ответы детей: в России) Да, в России. Как вы думаете, почему у солдат они появились (ответы детей) Правильно. Конечно,ведь во всех точках нашей страны солдаты несут свою нелегкую службу.
Наша Родина большая,
Необычная страна. (обращается внимание на физическую карту России)
4 Беседа с детьми.
Ребята, задумывались ли вы над тем, что мы спокойно спим, ходим на работу, дети – в школу и детский сад. Мы можем поехать в гости к своим родственникам в любой город страны, отдыхать в любом уголке нашей России. Никто нас не обидит, никто не помешает. А почему? (Ответы детей) Правильно. Потому, что наша Родина, Отчизна надежно защищена и днем и ночью.
Послушайте и разгадайте загадку, вы узнаете, кто защищает наш покой.
Он знаком ребятам всем
И с орлом он носит шлем,
Защищать Россию рад,
Крепко держит автомат
(ответы детей: солдат)
Л. Солдат и есть главный защитник Родины, защитник Отечества. (Демонстрируется подборка фотографий «Защитники Родины»)
5. Задания на развитие лексико- грамматических категорий.
Взгляните на карту нашей Родины. Ребята, подумайте, а что же надо защищать солдатам (ответы детей) Нужно защищать землю, на ней- города, села, пашни, леса. (Выставляется на магнитную доску схематическая картинка земли)
Защиты требуют морские границы. (Выставляется на магнитную доску схематическая картинка моря)
Защищать нужно мирное голубое небо над нашей Россией. (Выставляется на магнитную доску схематическая картинка неба)
Игра «Защитим Родину» (проводится по зрительной опоре. Наглядное пособие «Военная техника».) Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и распределить картинки-изображения военной, боевой техники по месту защиты Родины (картинки размещаются на магнитной доске).
Ответы детей:
Защищать землю можно танками, пушками, БТРами.
Защитить моря можно кораблями, подводными лодками.
Защитить небо можно самолетами, вертолетами, ракетами.
6. Упражнения на развитие способности к словообразованию.
Итак, современная боевая надежная техника имеется, но она не может сдвинуться с места: поехать, полететь, поплыть. Почему? (ответы детей: потому что ею никто не управляет).
Задание: вспомните и назовите людей военных профессий.
Самолетом управляет летчик
Вертолетом управляет вертолетчик.
Ракету запускает ракетчик.
На корабле плавает моряк.
На подлодке несет службу подводник.
Танком управляет танкист.
7. Задания на расширение словаря антонимов.
Да, серьезная техника. Как вы думаете, легко ею управлять? Нелегко ею управлять и надо обязательно этому учиться. Ответственно служить в Армии, и солдаты должны быть людьми особенными. Давайте предположим, какие же они, солдаты России.
Солдат, наверное, трусливый? – (Ответы детей)Солдат России храбрый.
Солдат неряшливый? – Солдат России опрятный.
Солдат грязнуля? – Солдат России аккуратный, подтянутый.
Солдат злой? – Солдат России добрый.
Солдат, наверное, слабый? – Солдат России сильный.
8. Ребята, а что делают солдаты, чтобы быть сильными? (ответы детей)
Предлагается логоритмическая гимнастика:
Солдаты шагают 123,
Строй не нарушают, посмотри.
Оружье начищают 123,
Движенья выполняют.
Делай, как они.
(дети выполняют предлагаемые педагогом движения)
9. Задания на развитие пространственных представлений.
Внимание, поступил сигнал об оказании помощи! Отгадайте, какая техника шлет нам его?
Эта птица гнезд не вьет,
Песен не поет,
Оружие, людей и груз везет (самолет).
Военные летчики взлетели высоко за облака, куда вести самолет, им не видно. Предлагаю превратиться в военных диспетчеров и с земли помочь летчикам.
(Дети садятся за столы, на которых лежат листы в крупную клетку и макетики самолетиков.)
Слушаем мои команды и строго их выполняем (проводится графический диктант) :
Ваш аэродром в центре.
Из центра переместитесь в левый верхний угол.
Вернитесь в центр.
Из центра переместитесь в правый верхний угол.
Вернитесь в центр.
Из центра переместитесь в левый нижний угол.
Вернитесь в центр.
Из центра переместитесь в правый нижний угол.
Вернитесь в центр.
(проходит проверка выполнения задания)
Вот такой рисунок движения военного самолета должен получиться. Теперь летчики не собьются с курса и выполнят приказ. (Логопед демонстрирует образец выполнения задания, дети контролируют правильность выполнения своих работ.)
10. Работа по осознанию структуры предложения.
Идут учения. Ребята, солдаты снова нуждаются в нашей помощи. Необходимо передать сведения о передвижении наших войск так, чтобы противник ни о чем не догадался. Знаете, что в армии такой работой занимаются шифровальщики. Сегодня шифровальщиками попробуем быть мы. (Детям раздаются счетные палочки, с их помощью дети выкладывают структурную схему предложения.)
На высоком мосту стоят танки (5 слов).
Зоркий пограничник охраняет границу (4слова).
Ракетчик следит за полетом ракеты (5слов).
Быстрый корабль плывет по морю (5слов).
Молодцы, шифровальщики, противник не догадался о передвижении наших войск.
11. Заключительный момент :
Что мы узнали об Армии?
Блиц-опрос:
- Для чего нужна Армия?
- Кто служит в Армии?
- Чем можно защитить нашу Родину в небе, на земле, на море?
- Каким должен быть солдат?
Звучит песня «Наша Армия сильна»
12. Сюрпризный момент.
Ребята, за хорошую службу в Армии солдат награждают медалями. Эти медали носят на кителе, чтобы все видели. Это очень почетно. (Демонстрируются фотографии орденоносцев, ветеранов ВОв)
Вам, ребята, солдаты за хорошее выполнение задания передали медали. Правда, пока только шоколадные. (Детям раздаются «медали»)