клим аширяев
Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина
▼ Скачать + Заказать документы
Водосбережение- предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина
В современной среде нашего обитания ощутимыми становятся водные проблемы человечества, которые в значительной мере одновременно с политической ситуацией предопределяют экономический и материальный уровень жизни регионов и страны в целом.
Кризисная ситуация в Казахстане в переходный период к полноценным рыночным отношениям и значительным изменениям в добыче и приобретении водных ресурсов и некоторые другие обстоятельства динамично меняют условия существования и развития водохозяйственного комплекса (ВХК) страны и служат причиной необходимости выработки новой водной политики.
Публикация «Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина» размещена в разделах
Анализ сегодняшнего состояния водных ресурсов в Казахстане свидетельствует о том, что дефицит собственных водных ресурсов составляет почти 50%. С другой стороны, водоемкость ВВП в Казахстане в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах, которые прошли через водный кризиса в период 60-80-х гг. и нашли правильный путь развития водного сектора экономики. Отсюда напрашивается вывод - необходима планомерная, поддерживающая государством работа по эффективному водопользованию и водосбережению, а не развитие новых мощностей водоснабжения.
По оценкам специалистов 1 куб. м воды, полученный за счет водосбережения, в 2-4 раза дешевле, чем на заново строящемся водоблоке.
Существующая взаимосвязь водопользования и экономики выводит на первый план особую роль экономики воды на всех уровнях ее производства и потребления в народном хозяйстве страны.
Опыт функционирования отдельных промышленных зон в странах Восточной Европы свидетельствует о возможности экономии на конечном этапе использования до 30% водоресурсов без каких-либо дополнительных затрат и до 50% водоресурсов при сравнительно небольших капитальных вложениях. Эта отрасль экономики становится привлекательной для бизнеса различного уровня.
Перед государством стоит цель добиться, чтобы прирост нужд в воде на 40-50% удовлетворялся за счет их экономии.
Повышение эффективности использования водных ресурсов предопределяется как дальнейшим развитием и усовершенствованием производства воды, так и радикальным улучшением использования воды в разных областях народного хозяйства.
Мировая и отечественная практика показывают, что в данное время наиболее дешевым и экологически чистым «источником» воды является водосбережение.
Под водосбережением мы понимаем метод водопользования, который включает широкий комплекс технических, организационно- экономических, юридических и воспитательных мер, направленных на достижение высоких эколого-экономических результатов при наименьших затратах.
Следует отметить, что если с точки зрения отдельного вида технологии есть определенные пределы экономии водных ресурсов, то в масштабах общественного производства возможности по экономии водных ресурсов достаточно большие.
Водосбережение, как отрасль водного хозяйства и научное направление, охватывает широкий спектр технических, экономических и политических проблем.
Водосбережение- предмет науки.
Повышение эффективности водопользования должно основываться на научной методологии, связанной прежде всего с определением предмета и метода науки водосбережения. От правильного определения предмета науки зависят успешный выбор основных направлений эколого-экономических исследований, эффективная взаимосвязь с другими научными направлениями и в немалой степени успешности развития данного научного направления. Система представлений о предмете и методе науки водосбережения еще не сложилась.
Поэтому обоснование предмета и метода водосбережения имеет важное значение для ее статуса как научного направления. Предметом науки водосбережения являются закономерности и факторы (эколого-экономические, правовые, технические, организационные, влияющие на величину расхода и качество воды для установления обоснованных мероприятий по водосбережению.
Содержание науки водосбережения – исследование закономерностей формирования водопотребления и водоотведения. Ее цель- разработка принципов, методов, организационных форм рационального использования и охраны водных ресурсов, например, установление и внедрение прогрессивных норм водопотребления и водоотведения (как индивидуальных так и укрупненных, соответствующих современному уровню развития техники, технологии, экономики и организации водопользования, для систематического снижения расхода воды при проектировании и эксплуатации систем водообеспечения и осуществлении водосберегающих мероприятий.
Метод науки водосбережения. Для развития направления науки водосбережения весьма актуальна задача углубления методологических основ и совершенствование специальных методов исследований. Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения закономерностей в развитии процессов водопотребления и водоотведения, дать вытекающее из теории описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения к разработке мероприятий по рациональному использованию и охране воды, в частности установлению обоснованных норм и нормативов водопотребления и водоотведения. Методом науки водосбережения является диалектический метод, позволяющий проникать в суть изучаемых явлений и факторов, относящихся к процессам водопотребления и водоотведения. Он реализуется на основе использования как общих научных методов и подходов, к исследованию, так и специфических методов и подходов, свойственных науке водосбережения.
Вследствие общественного характера производственной деятельности по водопотреблению и водоотведению методология исследований водосбережения исходит из принципов и законов экологии, экономики природо-и водопользования. Методическую основу составляют также и другие технические, экономические и статистические науки, как водоснабжение, водоотведение, экономика и статистика водного хозяйства и др.
В водосбережении используются общенаучные методы исследований (анализ, синтез, абстрагирование, построение гипотез, проверка их с помощью логики и наблюдения и т. д.) и большинство аналитических методов, применяемых в технических и статистико-экономических исследованиях (эксперимент, обобщения, группировки, систематизация и классификация, выявление тенденций, аналогии, многовариантность, статистико-математические методы, системный анализ).
Квалифицированный выбор аналитического инструментария обеспечивает проникновение в существо общих и отраслевых технических, эколого-экономических и правовых проблем водосбережения.
В числе общих методов и подходов можно также выделить следующие:
- расчетный метод, основанный на данных расчета по всем нормообразующим элементам и на анализе условий хозяйственно-бытового и производственного водопотребления и водоотведения;
- cистемный подход, суть которого заключается в рассмотрении водосбережения как динамически развивающегося целого и исследовании его во всех связях и зависимостях при использовании не только данной но и других наук, изучающих эти же явления;
- cтруктурный подход, заключается в исследовании водосбережения путем его разложения на составляющие структурные элементы и их изучения во взаимосвязи, поскольку в реальных условиях каждый элемент воздействует как на все другие элементы, так и на водопользование в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности, связи элементов водопользования, а также их соотношение и субординацию
- научный эксперимент, который служит для обобщения и проверки теоретических выводов науки водосбережения. Он может проводиться на условных статистических и экономико-математических моделях в лабораторных условиях, а также на специально выделяемых участках, в цехах, на предприятиях, в водопроводно-канализационных комплексах.
Системный подход в исследовании проблем водосбережения.
Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества с водными ресурсами, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и водных ресурсов. Экосистемный подход – это основа изучения водосбережения.
Особо следует остановиться на системном подходе к проблемам водосбережения, который определяет необходимость прослеживать их по всей цепочке производства воды (изыскание, подача, очистка, хранение, распределение, использование, отведение, сброс воды) с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.
Существенным элементом методологии системного анализа является принципиальная последовательность этапов и работ, представляемая таким образом :
1. постановка проблемы (формулировка, развитие в прошлом и будущем, связь с другими проблемами, логическая структура проблемы)
2. определение и анализ структуры системы (выявление недостатков функционирования системы, специфические задачи, выделение элементов системы)
3. формирование общей цели и критерия системы
4. декомпозиция целей, выявление потребности в ресурсах и процессах
5. прогноз и анализ будущих условий (анализ устойчивых тенденций развития системы и др.)
Научное развитие водосбережения связано с расширением применения количественных, в особенности экономико- математических методов исследований, в том числе линейного программирования, корреляционного анализа и др. на основе широкого использования вычислительной техники.
Для осуществления водосбережения необходимо развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически грязных производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования правовых и экономических механизмов водопользования, государственного и производственного контроля и мониторинга, статистики, оптимизации разрешительной системы водопользования и экологической экспертизы. Кроме того необходимо совершенствовать экологизацию законодательства, образования, общественного сознания и др.
Водосбережение, как одно из направлений науки и практики, начало развиваться в конце 20 столетия. Развитию водосбережения предшествовало осознание человечеством водной опасности в результате антропогенной деятельности, а так же ограниченность пресных водных ресурсов.
Термин «водосбережение» не совсем четко отражает цели и задачи этого научного и практического направления деятельности. Более правильно говорить об эффективном использовании воды. Задача, стоящая перед специалистом в области водосбережения, – это разработка методов, технических решений и экономических механизмов, способствующих эффективному использованию водных ресурсов.
Основные источники воды в мире –речные воды, запасы которых ограничены и, по оценкам многих специалистов, могут быть выведены из устойчивого водопользования при современных интенсивных методах добычи и загрязнении в результате интенсивной антропогенной деятельности за несколько десятков лет.
Наряду с поиском новых источников пресной воды глобальной проблемой становится определение путей экономии водных ресурсов (ВР) по всей цепочке – от добычи воды к местам ее потенциального использования. Для Казахстана эта мировая проблема усложняется местными ограничениями в водных источниках и критическими обстоятельствами в экономике. Поэтому вопросы экономии воды должны быть подняты на высший уровень государственной политики, для этого необходимо срочно принять Закон " Об эффективном водопользовании и водосбережении"
В этом законе можно дать такое определение :
«Водосбережение – это деятельность (организационная, научная, практическая, информационная, которая направлена на рациональное использование и экономный расход первичной (природной) и преобразованной воды в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов.
Этим законом будут регулироваться отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц, в сфере водосбережения и устанавливаться их правовые основы. В законе, кроме того, должны быть отражены основные направления водосбережения, а также определяться мероприятия по его проведению, предусматриваться экономическое стимулирование этой деятельности.
Предмет изучения дисциплины «Основы водосбережения».
Организация водосберегающей деятельности должна ложится на плечи современных специалистов и, еще в большей мере, на следующие поколения. Отсюда вытекает необходимость включения в программу обучения дисциплины "Основы водосбережения и водного менеджмента".
Для внедрения различных направлений развития водосберегающих систем должны быть соответствующие специалисты. Они должны уметь: оценивать основные параметры и характеристики водных ресурсов и водного оборудования, использовать модели динамического развития связей водоснабжения с экономикой и смежными отраслями промышленности, решать типовые задачи водосбережения в простых производственных системах, принимать решения о водосбережении в конкретных ситуациях хозяйственной деятельности, ориентироваться в случаях перестройки структуры водного производства и т. д.
Дисциплина «Основы водосбережения» будет являться принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединит естественные, технические и общественные науки.
При использовании водных ресурсов человек оказывает на водные объекты определенное негативное воздействие, изменяя не только их качество, но вместе с тем и условия своего существования.
Таким образом, предметом дисциплины «Основы водосбережения» является изучения взаимодействия и взаимосвязи человека, человеческого общества с водными ресурсами.
Специфика дисциплины. Дисциплина «Основы водосбережения» имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические, химические, биологические и технические явления, образуя мост между естественными, общественными и техническими науками. Во-вторых, она принадлежит к числу дисциплин, которые развиваются не вертикали (от простого к сложному, а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина объединяет деятельность специалистов многих направлений: инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, водников, химиков, медиков, биологов и др.
Задачи дисциплины. Специфика дисциплины «Основы водосбережения» определяет и основные задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов.
1. Объективная оценка состояния общественного и производственного водопотребления и водосбережения. Оценка состояния использования и охраны водных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень обеспеченности и загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д.
2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и водными ресурсами – с другой. Оптимизация взаимоотношений человеком с водными ресурсами рассматривается как необходимое условие существования человека.
3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования водохозяйственных систем и водопользования. Водная экосистема представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Водохозяйственные системы и водопользование поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Важным разделом дисциплины «Основы водосбережения» является устойчивое водопользование.
Круг интересов водоменеджеров (руководителей) составляют: вопросы водосбережения; формирование тарифов на воду; развитие рынка воды; инвестиции в промышленное и малое водоснабжение; повышение эффективности использования воды на промышленных предприятиях и др.
Освоить «азы» в области обоснования, реализации методов водосбережения, управления водным хозяйством с целью экономии водной составляющей в себестоимости продукции и развитие тенденций на совершенствование использования водных ресурсов и использования новых видов источников воды поможет предмет «Основы водосбережения и водного менеджмента» который необходимо вводить в учебный процесс в школах и вузах,на курсах повышения квалификации и переподготовки.
Среди новых направлений развития водосберегающих технологических систем можно выделить:
- совершенствование традиционных систем водоснабжения в направлении бессточного, оборотного и повторного использования воды;
- децентрализованное водоснабжение;
использование рудничных, карьерных,дренажных вод
- использование нетрадиционных источников воды (атмосферные осадки, опресненная вода и т. д.);
Для положительного решения проблем водосбережения в общем плане следует исходить из очевидных положений, так:
- в первую очередь наладить учет всех водных источников;
- рассматривать проблему в комплексе: от добычи водоресурсов к использованию воды на рабочем месте и в квартире;
- выработать систему экономически выгодного реального займа (инвестиции) средств у финансовых структур.
Таким образом, «Основы водосбережения» – комплексная, научно-практическая дисциплина, исследующая общие принципы рационального использования водных ресурсов и призванная быть основой оптимизации взаимоотношений человека с водной средой.
АширяевК. Ш. к. т. н,проф. -эксперт по управлению водопользованием и водосбережению г. Алматы 04.12.20.