Ольга Малышева
Проект «Вода — источник жизни»
«Вода — источник жизни»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №131»
Номинация «Лучший проект»
Название проекта
«Вода – мир чудес»
Выполнила: Малышева Ольга Анатольевна –
воспитатель высшей категории
Ижевск
«Все рождается из воды»
Фалес
Описание проекта
Тематика проекта
Публикация «Проект „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Проект способствует социализации к новым условиям ДОУ; поддержке и развитию детской инициативы; самостоятельности и творчества: поискового действия, самостоятельного действия, способности находить решение в проведении простых экспериментов.
Название проекта
«Вода – мир чудес»
Целевая группа
Воспитанники (3- 5 лет, родители, воспитатель, помощник воспитателя.
Постановка проблемы
Мы живём в век информационно компьютерных технологий. Стремимся их познать (чтобы не отстать о современности, внедрить в свою работу, познакомить с ИКТ детей. Всё что создаётся человеческим разумом (интерактивные доски, виртуальные игры, робомыши) – это, конечно, здорово! Но для меня это всё искусственный, механический разум. Для того, чтобы не потеряться в компьютеризированном мире, необходимо помнить о том, что в нас естественное начало (вода, земля, воздух). Кода зарождается человеческая жизнь, то она находиться в водной среде 9 месяцев. Родившийся младенец так же комфортно чувствует себя в воде. Если мама хочет успокоить возбуждённого малыша, то она его умывает или купает в тёплой ванночке. Вода – это спокойствие, радость, релаксация.
Когда к нам приходят вновь малыши, то уровень их социализации разный. Дети, которые посещали детский сад, уже имеют навыки общения, взаимодействия в группе сверстников, а дети «домашние» (не посещающие детский сад) сложнее социализируются к условиям детского сада. За все годы педагогической деятельности я не раз убеждалась в том, что во время адаптации дети младшего дошкольного возраста лучше принимают новые условия социальной среды, если я начинаю использовать наблюдения, эксперименты, связанные с водой. Учитывая, что переход детей из 1 младшей группы во 2 младшую происходит летом – это положительно воздействует на процесс реализации проекта. Так как на участке в жаркий летний день во время прогулки дети свободно могут действовать с водой, в специально оборудованных бассейнах, в зоне (уголке) для экспериментирования. При этом такие условия в группе в течении года создать сложнее. Данный проект я реализую ещё и потому, что уровень активности в познании воды - как объекта природы низкий, дети малоинициативные.
Из вышесказанного я выделяю проблемы, которые подтолкнули к созданию и реализации проекта «Вода – мир чудес» :
1. Чрезмерное внедрение ИКТ
2. Социализация к новым условиям ДОУ
3. Преобразование среды в группе в холодный период года.
4. Низкий уровень познавательной активности детей.
5. В рабочей программе по познавательному развитию нет раздела Экспериментирование.
Содержание проекта
Помочь ребёнку шагнуть из раннего периода в дошкольный помогает наш проект «Вода – мир чудес». Вода – это естественная составляющая организма; это знакомый и естественный для ребенка материал. Направленное использование воды в образовательном процессе эффективно для решения познавательных задач. Поэтому предлагая изучение воды, мы предлагаем понятное, близкое ребёнку. Проект состоит из 2 частей : «Волшебница вода» - для детей 3-4 лет; «Вода кругом вода» - для детей 4-5 лет. Все части объедены одним названием «Вода – мир чудес».
1 часть. Используя проект «Волшебница вода» (для 3-4 лет) я способствую успешной адаптации детей к новым социальным условиям, взаимодействию между сверстниками и микро коллективом группы взрослых (воспитатели, помощник воспитателя, расширяю кругозор.
2 часть. Проект «Вода кругом вода» (для 4-5 лет) способствует развитию познавательной активности, обогащение информационного поля, расширение практических действий.
На протяжении реализации проекта «Вода – мир чудес» детей традиционно встречает и шагает вместе с нами милый, любознательный малыш - Лунтик. Начиная с первого знакомства с главным героем, который родившись на Луне, падает на Землю и попадает в пруд, дети знакомятся с капелькой. Я монтирую выборочные серии «Лунтик», через специально организованную деятельность дети помогают главному герою узнать, изучить, исследовать чарующее явление природы. Путешествуют вместе с ним, и находят: где же прячется вода (в кране, в луже, ручейке, море, океане и т. п.); для чего её используют (умыться, приготовить пищу, постирать, искупаться, скатиться с горки и т. д); красоту природных и искусственных водопадов, водоёмов; изучают силу воды; что необходимо, чтобы сберечь водный ресурс и многое другое.
Создать данный проект мне помогли :
• исторические данные, рассуждения многих мудрецов.
Древнегреческий философ Фалес провозгласил воду началом всех начал. Две тысячи лет спустя Леонардо да Винчи назвал воду одухотворенной жизнью, ведь все живое на Земле «вышло» из воды и содержит ее в себе как основной природный компонент. Еще через два века Людвиг Фейербах пришел к выводу, что, глядя на водную поверхность, человек стал осознавать самого себя.
• современные исследования.
В наше время специалисты, занимающиеся эзотерика, физиологией подчёркивают, что влияние воды на развитие личности очень существенно и является неотъемлемой частью.
• Мультфильмы для детей «Моана», «Лунтик» (отдельные серии) короткометражный мультфильм «Прорасти», «Клад» и другие.
Вода является одним из самых таинственных, неразгаданных феноменов нашей жизни. Некоторые тайны я помогаю раскрыть детям в нашем проекте.
Воду невозможно переоценить:
• вода заключает в себе множество свойств и качеств
• вода вызывает определенные эмоции, она источник жизни и хорошего настроения
• вода как голубая стихия включает в мозге соответствующие нейрохимические реакции.
• это и замечательный сенсорный материал, великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, созидания, познания.
Проектная деятельность направлена на решение следующих задач:
- расширить кругозор на базе ближайшего окружения; обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственного воспринимаемой действительности; обогащать сознание детей содержательно – упорядоченными сведениями о мире.
- способствовать накоплению и обогащению эмоционально – чувственного опыта
- развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности, познавательные интересы, потребности и способности детей.
- формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру
Все задачи реализуются в течение года. В вечернее время в виде совместной деятельности с детьми я организую деятельность «Вода – мир чудес», и ежеквартально на протяжении одной недели (зима, весна, лето, осень) мы знакомимся, изучаем, исследуем воду; проводим опыты и эксперименты. Далее в свободной деятельности для детей организуется по просьбе (в младшей и средней группе) и самостоятельно (в старшей и подготовительной группе) уголок для экспериментирования.
Для того, чтобы проект реализовался мне необходимы определённые условия, место, время, оборудование.
Уголок для экспериментирования в группе, дети могут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Имея специальную коробочку с оборудованием и материалами, есть возможность работать в совместной деятельности (подгруппа детей и взрослый).
Помощь родителей: сотворчество с ребёнком при показе опытов.
Финансовая поддержка, когда необходимо использовать информационные технологии, лабораторию «Наураша», приобретение готовых опытов из серии «Эврика» - цветная вода.
Срок реализации проекта 2 года.
В результате системного использования встреч с водой в непосредственной деятельности я выделяю следующие положительные стороны:
успешно прошла адаптация детей к новым условиям среды;
повысился уровень доверия к миру взрослых;
гармоничное сочетание ИКТ и естественного познания мира;
сформирован элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к миру:
Мир воды удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать;
Мир воды хрупок и нежен, он требует разумных подходов и даже охраны – я хочу его защитить, ему нельзя вредить;
Мир воды прекрасен – я хочу сохранить эту красоту
развитие общей и мелкой моторики,
гармонизация детско-родительских отношений,
снижение агрессивных, тревожных состояний,
снижение упрямства, сопротивления ребёнка, его робости и застенчивости,
снижение гиперактивности,
снятие психо-эмоционального напряжения.
При реализации проекта возникли определённые трудности, которые привели к тому, что не всегда запланированная деятельность осуществлялась.
наличие оборудования на подгруппу детей.
нестабильное участие детей в проекте (заболевание, отпуска и т. п)
реализация других образовательных задач
привлечение наибольшего количество родителей к участию в проекте (низкий уровень участия, недопонимание необходимости поставленных задач)
Но, несмотря на трудности, я довольна результатом проведённой работы.
В периоды подготовки к очередным встречам с детьми по данному проекту я :
постоянно находилась в творческом, поисково-исследовательском процессе;
находила и открывала новые темы для бесед, отталкивалась от вопросов интересующих детей.
обогатила зону экспериментирования
нашла много интересного в опыте работы коллег
получила огромный заряд положительных эмоции от детских улыбок, желания детей участвовать в экспериментах, стремление повторить опыты самостоятельно.
разработала к рабочей программе практический раздел «Экспериментирование»
Дальнейшее развитие проекта.
Разработанный проект «Вода – мир чудес» требует законченного завершения. Для этого необходимо:
1. Разработать 3 и 4 часть проекта : «Чудеса в решете» (для 5-6 лет, «Я – часть мира чудес» (для 6-7 лет, которые будут способствовать самостоятельному поиску информации, исследованию воды; созданию и представлению презентаций; проведению опытов в совместной деятельности с родителями; создание лэпбука по воде.
2.. Раскрыть в проекте темы :
- как вода помогает человеку (водяные мельницы, дамбы, плотины, гидроэлектростанции);
- водные ресурсы родного кра;
- как вода способствует гармонизации развивающейся личности;
- я и вода (взаимосвязи внутреннего и внешнего мира);
- экологические проблемы водных рессурсов.
3. Работа с населением: создание с детьми буклетов, проведение экологических акции, рисование плакатов «Я – часть мира чудес. Берегите воду».
.