Елена Безрукова
Исследовательская деятельность «Вода и почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно - исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.
Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, труд, физическая культура.
Цели деятельности педагога закрепить с детьми знания о том что влага необходима почве и растениям развивать познавательные и поисковые способности наблюдательности любознательность воспитывать любовь к природе.
Публикация «Исследовательская деятельность „Вода и почва“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
Планируемые результаты: развитие интегрированных качеств; ребенок проявляет любознательность, интерес к4 исследовательской деятельности, экспериментированию; умеет делится с педагогом и с другими детьми разнообразными впечатлениями: способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Предварительная работа учить детей поливать и рыхлить растения, принимать участие в работе на участке, в уборке территории детского сада.
Материалы и оборудование стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелками камешками, черенками растений, увеличительные стекла, карта-схема «Круговорот воды в природе», глобус.
Ход деятельности.
1. Беседа.
Воспитатель. Как вы понимаете пословицу «Мало воды – жди беды, много воды – урожая груды»?
Дети отвечают.
Воспитатель. Для чего нужна влага в почве?
Дети без воды все засохнет и погибнет. На влажной почве растет сочная трава, бывает хороший урожай грибов и ягод.
Воспитатель. Как человек способствует задержанию влаге в почве? (предположения детей)
Воспитатель. На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливные устройства. (показ иллюстраций)
2. Чтение и обсуждение отрывка из произведения Я. Тайца «Послушный дождик»
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
3. Исследование.
Воспитатель. Прошел дождь. Куда исчезает вода?
Дети она впитывается в почву.
Воспитатель. Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.
Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.
Воспитатель. Почему это происходит?
Предположения детей.
Воспитатель. В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.
А что происходит с почвой?
Предположения детей.
Воспитатель. После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становиться влажным.
Так бывает и в природе после дождя; часть воды испаряется, часть впитывается в почву. Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. Как думаете, почему?
Дети. Их части неплотно лежат друг к другу.
Воспитатель. Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как она загнивает и после того, как высохнет, становится твердой.
Воспитатель. Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода.
Опыт1. Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых; сухой плодородный слой, песок мелкие камушки, зола; то же самое в других баночках, но все влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте как впитывается вода.
Дети делают вывод.
Опыт №2. В стеклянную емкость разложите слоями природные образования:
1-й слой – гравий, мелкие и крупные камни.
2-слой – песок и мелкие камушки.
3-й слой – песок, камушки и немного глины.
4-й слой – глина.
5-й слой – плодородный слой.
Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.
Воспитатель. Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.
А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе. (Дети рассматривают, делают выводы).
Предположения детей.
Воспитатель. Они пополняются от таяния снегов, выпадения дождей, родниковых и грунтовых вод.
Как вы думаете, что будет с природой, если она лишится воды?
Дети на полях не будет урожая, лес начнет сохнуть, животные останутся без корма.
Воспитатель. Верно. Почему и говорят; «Лес и вода – брат и сестра».
А сейчас мы увидим сколько воды на нашей планете.
Что это? (глобус)
Воспитатель. Попробуем найти на глобусе океаны, моря, озера и реки. Как думаете, каким цветом они обозначены?
Воспитатель. Верно. Сравните, сколько на Земле воды и с. Чего больше?
Дети отвечают.
Воспитатель. Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах, - соленая, ее нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому ее надо беречь.
Подводим итог деятельности.