Получи документы

Экологизация развивающей предметной среды

Ольга Афанасьевна Заикина
Экологизация развивающей предметной среды
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время во многих учреждениях идет экологизация развивающей предметной среды, все более актуальными становятся искусственно созданные природные компоненты такие, как например газоны, клумбы, зимние сады, зеленые уголки и пр.

Значение:

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Просветительская работа с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Публикация «Экологизация развивающей предметной среды» размещена в разделах

Оформленные участков, прилегающих к ДОУ, с привлечением к этой работе детей, таит в себе не только трудовую, но и эстетическую направленность.

Внедрение метода организации ландшафтов в свою очередь показывает новые возможности для работы воспитателей и специалистов.

В последние годы многие дошкольные учреждения работают над созданием экологической дорожки. В дошкольных учреждениях экологические дорожки выполняют следующие функции:

познавательную,

развивающую,

эстетическую,

оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических дорожек :

на территории дошкольного учреждения;

в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической дорожки — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, мхи, грибы на живых или мертвых деревьях, старые пни, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, цветники, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков - солдатиков, небольшие водоемы, огороды, альпийская горка.

Взаимодействие человека с природой может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц.

Начальным этапом создание дорожки является обследование территории и выделении будущих видовых точек.

• В качестве видовых точек, прежде всего, выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории есть участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. Сравнивая их, можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.

• Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами также послужит отличным объектом для наблюдений по блокам «Почва», «Растения» Наблюдение за пнем (рассматривают его поверхность при по-мощи луп) целесообразней всего после чтения и обсуждения сказки Н. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). На таком дереве через некоторое время может появиться молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.

В состав растений тропы могут также войти:

• растения-часы - клумба «цветочные часы» Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток.

• Это такие растения как одуванчики, мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха — на 17 часов.

• растения-барометры клумба «цветочные барометры». Предсказать предстоящую погоду помогут наблюдения, проведенные за растениями барометрами:

Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.

Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.

Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости).

Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.

Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.

• Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы создать сад (клумбу) «непрерывного цветения».

• На тропинке должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Для измерения осадков из пластиковых бутылок можно сделать дождемеры для измерения осадков. Это несложное оборудование размещается в разных точках тропинки. После дождя дети сравнивают, где осадков выпало больше всего, и анализируют, почему (на открытом месте и под кронами разных деревьев).

• На территории дошкольного учреждения необходимо выделить место, где растут самые распространенные лекарственные растения: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух. В дальнейшем можно высадить и другие растения, такие как мята перечная, душица, тысячелистник обыкновенный, ромашка аптечная и др. На этой видовой точке у воспитателя имеется возможность показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.

По возможности нужно создать условия для выращивания растений: подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу».

• Одной из точек могут быть и фитонцидные растения

Фитонциды — это летучие вещества растений. способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. На участке детского сада могут быть черемуха, можжевельник, хвойные деревья (ель, сосна кедровая обыкновенная, веймутова; пихта, лиственница, туя). Знакомство с хвойными растениями (елью и сосной) можно начинать со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех фитонцидных растениях участка.

Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к тропинке выбираете «хозяин (или хозяйка) дорожки» — сказочный герой (Боровичок, Лесовичок, Гном, Флора).

Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей : кто предложит на эту роль наиболее интересный персонаж. Сказочный герой помогает проводить занятия, его можно изобразить на всех табличках, но особенно начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними).

Картосхема дорожки:

его биологические, экологические характеристики,

особенности распространения,

происхождение названия,

народные названия,

отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы,

песнях, стихах,

отмечается его связь с другими растениями и животными,

роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.)

и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому образованию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использо-вании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).

Организация работы с детьми

Экологическая дорожка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе.

На дорожке проводятся:

наблюдения,

элементарные опыты

игры,

театрализованные занятия,

экскурсии

эколого-оздоровительные походы

С детьми младшего возраста можно организовать наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их| части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы могут наблюдать за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Используемая литература

1. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»., М. ; Изд. дом «Карапуз», 2001

2. Н. А. Рыжова «Я и природа»., М. ; LINKA-PRESS, 1996.

3. Н. А. Рыжова «Волшебница вода», М. ; LINKA-PRESS, 1997.

4. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка», М. ; LINKA-PRESS, 1997.

5. Н. А. Рыжова «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники», М. ; LINKA-PRESS, 2002.

6. Н. А. Рыжова Книга «Напиши письмо мартышке» (Письма животных)- М. «Тобол», 1996.

7. С. Красиков. «Лесная энциклопедия».- М. : ТОО «Природа и человек», 1997

8. В. А. Корабельников «Краски природы» - М. : Издательство «Просвещение», 1989

9. С. Н. Николаева «Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду». – М. : изд. Мозаика – синтез, 2002.

10. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду. Программа повышения квалификации дошкольных работников». – М. : изд. Мозаика – синтез, 2002.

11. С. Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами»- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002

12. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания» : Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений. – М. ; Издательский центр «Академия», 1999.

13. Журнал «Обруч» № 3-99 Н. Рыжова. «Наш дом – природа» «Камни».

14. Журнал «Обруч» № 6-98 с. 12 «Игры с песком и водой».

15. Журнал «Обруч» № 2 –98 с. 18 «Опыты с песком и водой».

16. В. Танасийчк «В гостях у насекомых»- М. : Издательство «Детская литература», 1979

17. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001

18. Т. А. Шорыгина «Злаки. Какие они?» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003

19. Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002

20. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Компьютерная презентация «Транспорт» Одно из определяющих условий успешного обучения детей в дошкольных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах является создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологизация развивающей предметной среды
Опубликовано: 6 мая 2013 в 23:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологизация развивающей предметной среды» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Афанасьевна Заикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД