Марина Михайлова
Во что играть с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Три игровые эпохи
▼ Скачать
Во что играть с ребёнком с особыми образовательными потребностями
Михайлова Марина Владимировна
Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №54 "Аленушка".
Игровые эпохи
Первая- начало формирования отношений с близкими, окружающим миром и обнаружением себя через диалог с ними
Вторая-освоение физического пространства и формирование границ с миром. Появление своего собственного
Публикация «Во что играть с ребёнком с особыми образовательными потребностями, Три игровые эпохи» размещена в разделах
Третья – осознание собственных эмоций и желаний, своего внутреннего мира, освоение систем взаимосвязей, появление регуляции собственного поведения на основе правил.
Первая игровая эпоха
(0-3 месяца)
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Ребёнок фиксирует взгляд на лице.
Появляется обращённая к взрослому улыбка (социальная улыбка).
Реагирует на различные выражения лица.
Издаёт разнообразные звуки.
Визуально следит за людьми.
Появляется реакция на интенсивность эмоций.
Появляется «комплекс оживления»- первая инициатива в общении.
Формируется внимание к различным сенсорным ощущениям: прислушиваться к разным звукам, сосредотачиваться на зрительных, тактильных и других ощущениях.
Поворачивает голову в сторону источника звука.
Прослеживает за лицом, предметом.
Пытается дотронуться до предмета и ударить по нему.
Пытается тянуть игрушку обеими ручками.
Формируется внимание к вестибулярным, оральным, тактильным ощущениям.
Начинает контролировать положение головы.
Играет собственными руками :
Длительно удерживает соединёнными кисти и стопы и играет с ними.
Испытывает дискомфорт при резком изменении положении тела, резком приближении объекта.
3-6 месяца
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Реагирует на качество эмоции.
Ярко проявляется потребность в общении.
Активно проявляет инициативу в общении: издаёт различные звуки (лепетные, воркующие, привлекает внимание взрослого.
Голосом сообщает о своём удовольствии-неудовольствии.
Интересуется выражением лица взрослого.
Тянется руками, чтобы потрогать лицо взрослого.
Начинает наблюдать за другими детьми.
Появляется объединённое внимание на игрушке.
Удерживает вложенный в руку предмет.
Несёт в рот, пробует игрушки «на зуб».
Играет с игрушкой лёжа на боку и животе.
Отпускает предмет.
Стучит ладошками по различным поверхностям.
Начинает подстраивать кисть под форму предметов.
Перекладывает игрушку из руки в руку.
Всё больше начинает исследовать предмет: ударяет
предметами по поверхности, друг о друга.
Появляются различные захваты. Лёжа на животе опирается на предплечья.
Перекатывается со спины на бок.
Соединяет руки и стопы, две руки на одной стопе. Поднимает таз («мостик») лёжа на спине.
Лёжа на животе поднимает руки и ноги от опоры – поза «летящего» самолёта.
Играет ножками – формируется координация «рука-нога».
Формируется координация глаза и стопы.
Визуально-тактильно-ротовое взаимодействие.
Учится переворачиваться с живота на спину, со спины на живот.
6-9 месяцев
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Появляется устойчивое совместное объединённое внимание.
Складываются игровые ритуалы, привычные игры: погремушку-трясти, мячик-катать.
Появляется тревога, связанная с «чужим».
Тревога расставания: начинает следовать за взрослым, с которым сложились отношения привязанности.
Подражает эмоциям, мимике, действиям взрослого.
Мимика, различные жесты регулируют поведение Тактильно исследуют предметы – неспецифические действия (стучит, трясёт, сжимает) : повторяющиеся действия больше направлены на воспроизведение сенсорного ощущения, чем на исследование среды.
Всё больше рассматривает предметы с разных сторон (визуальное исследование, изучает трёхмерную форму объектов.
Начинает активно исследовать ближнее пространство.
Изменяет уровень положения тела для исследования пространства: ползёт, сидит, встаё т Реципрокное ползание: совершает поочерёдные движения.
Встаёт на колени.
Раскачивается на четвереньках.
Разглядывает себя в зеркале, трогает отражение.
Ползёт сначала на животе, потом на четвереньках.
Самостоятельно садится и самостоятельно сидит, согнув ноги перед собой.
При падении вбок выставляет руку.
Прыгает на коленях у взрослого с поддержкой.
Встаёт у опоры и ходит вдоль опоры, может присесть из положения стоя.
9-12 месяцев
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Внимание ребёнка направляется указательным жестом взрослого.
Отзывается на своё имя.
Появляется собственный указательный жест.
Появляется совместная игра (сами вариации становятся очень привлекательными для ребёнка.
Возникает очерёдность, диалог.
Ребёнок начинает выступать в роли партнёра по игре.
Складывается определённый тип привязанности (надёжная-ненадёжная).
Постепенно речь становится регулятором поведения. Находит спрятанный предмет – появляется образ предмета.
Появляется первый опыт использования орудий.
Может выполнить два или три связанных действия.
Действует с предметом, подражая взрослому.
Осваивает функциональные действия с предметами.
Появляются ассиметричные действия с двумя предметами (открывает крышечки, нанизывает кольца на стержень, строит башню).
Действует с предметами в пространстве (кладёт в, ставит на). Ползёт на четвереньках.
Взбирается вверх по лестнице.
Возникает защитное отставление руки назад при потере баланса.
Самостоятельная ходьба.
Сидит на корточках.
В процессе хотьбы переносит предметы.
Меняет направление при ходьбе.
Начинает локализовать тактильные ощущения.
Показывает на части тела.
Снимает шапку, носки.
Ест ложкой, грызёт сушку сам.
Вторая игровая эпоха
1-2 года
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Активно имитирует действия взрослого.
Появляется ожидание относительно последующих действий взрослого.
Ищет защиты и утешения у взрослого в трудных ситуациях.
Показывает взрослым интересные игрушки.
Интересуется чужими эмоциями.
Активно ищет внимания взрослого, не разрешает близким долго с кем нибудь общаться.
Начальная символическая игра (начинает воображать действия «понарошку) Возникает внутренний образ определённого действия.
К двум годам появляются «цепочки» действий: последовательно связанные 2-3 действия.
Период собирательства действий предметов и распределения их в пространстве: сначала выстраивает их в «стопки, башенки», ближе к двум годам появляются «ряды и линии».
Начинает «классифицировать» предметы: сортировка (все машинки – в один ряд, а человечки – в другой). Появляется понятие «моё».
Использует в речи своё имя.
Любит слушать истории про себя.
Много и свободно двигается.
Ощущает последствия своих движений (развития самоконтроля за собственными движениями).
Появляются укрытия, «норки», залезание под стол.
Начинает экспериментировать со своим телом (засовывает в ухо или нос мелкие предметы).
2-3 года
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
С гордостью демонстрирует результаты своих действий.
Использует в речи местоимение «я».
Следит, чтобы в семье вели себя «правильно».
Требуя постоянства в поведении от окружающих, сам постепенно начинает играть с нарушением «правильности» (получает огромное удовольствие от «путаниц – перепутаниц»).
Играет с пугающими впечатлениями. Постепенно интерес в сенсорных играх смещается с «процесса» на «результат».
Появляется большой интерес к пазлам-вкладышам.
Начинает включать в игру неодушевлённые предметы и поселять их в выдуманном мире.
Появляется «целостный символический мир» (причинно0следственные связи).
Использует инструменты: ножницы, кисточки, молоток, веник, щётка.
Появляется форма (круги) в собственном рисунке и название, кто это или что это. Одевается сам.
Формируются навыки опрятности (самоконтроль).
Начинает ловить мяч: стоит неподвижно и ждёт, когда мяч упадёт в руки, ещё не умеет настроиться на летящий мяч.
Появляется страх темноты.
Начинает играть с эмоциями.
Продолжает проигрывать пугающие впечатления в игре.
Третья игровая эпоха
3-5 лет
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Развивается воображение (оперирует символическими образами во внутреннем плане).
Удерживает роль в игре, планирует игру (но план пока неустойчив и меняется в зависимости от попавшейся на глаза игрушки или предмета).
Любит наряжаться в соответствии с ролью.
Появляется совместная игра с другими детьми.
Иногда проявляет большой интерес к взаимодействию, чем к самой игре. Интересуется игрушками для символической игры: куклы, домики, мебель, наборы для игр в больницу, фермы с животными.
Проявляет большой интерес к рисованию, вырезает из бумаги, раскрашивает, играет в конструкторы с мелкими деталями, лепит.
Больше интересуется на результат, чем на процесс.
Может действовать по плану, хотя этот план может часто меняться в рамках одной игры. Активно осваивает пространство и свои возможности.
Появляются смысловые страхи (Баба-Яга, серый волк, инопланетяне).
5-6 лет
Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой
Проявляется желание помогать взрослым по дому, подражать деятельности взрослых.
Появляется желание заботиться о младших детях.
Появляется способность договариваться с другими для совместного осуществления плана или достижения цели.
Дети договариваются о ролях, согласовывают своё поведение в соответствии с выбранными ролями и правилами.
Регуляция поведения с помощью правил и ролей. Пытается выстроить логическую картину мира: много вопросов «почему?», постигает причинно-следственные связи, обобщения, сравнения и т. д. (действует в символическом мире).
Проявляет интерес к настольным играм с малым количеством правил: лото, домино, игры с фишками. Много играет в подвижные игры по правилам с элементами опасности и риска: Баба-Яга, серый волк, привидение.
Лучше различает фантазию и реальность.
Проигрывает тревожащие и страшные моменты из своего «реального» опыта (игры в войну, доктора, пожар).
Проявляет интерес к волшебным сказкам (изучение своего внутреннего мира).
Продолжает осваивать велосипеды, ролики, коньки, лыжи.
Михайлова М. В.
Эл. почта: maryana-mi@yandex.ru
Список литературы
1. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.
2. Зырянова, С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дефектология. - 2015. - №6. - С. 43- 54.
3. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт. -сост. Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. - Волгоград: Учитель, 2014. - 100 с.
4. «Если ребенок отстает в развитии…». Наталья Верещагина. Издательство: «Детство-Пресс», 2012 г.
5. «Ребенок отстает в развитии? Семейная школа». Ольга Гаврилушкина. Издательство: «Дрофа», 2010 г.
6. «Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. Практическое пособие». Браткова, Закрепина. Издательство: «Парадигма», 2013 г.
7. «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия». Наталия Андрущенко. Издательство: «Речь», 2010 г.
8. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей младшего школьного возраста». Татьяна Трясорукова. Издательство: «МарТ, Ростов-на-Дону», 2009 г.
9. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ раннего школьного возраста». Издательство: «Ювента», 2015 г.
10. «Лепка. Аппликация. Рисунок. Альбом для организации творческой деятельности младших школьников с ОВЗ». Марина Рау.
Издательство: Владос, 2013 г.
11. «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. " Татьяна Грищенко. Издательство: «Владос», 2014 г.
12. «Шаг за шагом». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста". Юлия Забаровская. Издательство: «Детство-Пресс», 2012 г.