Олеся Козырева
Во что играли наши бабушки
▼ Скачать + Заказать документы
Во что играли наши бабушки
Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего - то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим " зазывочку". Например, такую:
Публикация «Во что играли наши бабушки» размещена в разделах
Кто будет играть в интересную игру?
А в какую - не скажу!
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
Или вот такую:
Тай - тай, налетай в интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает - в небо улетает.
Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.
Первый вариант. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.
Второй вариант. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит " Чай - чай - выручай". Он " заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.
Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название. "Горельщик" становиться впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара беги. На слова "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов " последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15м друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находиться гуси, в другом- их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк"-водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
-Гуси, гуси! -Га-га-га.
- Есть хотите? -Да-да-да.
-Так летите! -Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.
После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк"их ловит. Пойманный "гусь" становиться "волком".
Среди играющих в красочки выбирается водящий- "монах" и ведущий- "продавец". Все остальные игроки загадывают в тайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: " Я монах, в синих штанах, пришел я к вам за красочкой". "Продавец" " Какой?". Монах называет любой цвет: "За голубой". Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси, да назад принеси!" " Монах"начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его ловит. Если догнал, "красочкой" становится водящий, если нет, игра начинается сначала.
И, конечно, всех ребят развеселит игра 12 палочек-вариант известных пряток. Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей". На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, что - бы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям" и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становиться водящим.
Среди игр наших бабушек самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила. Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60м и шириной 20-35м. Площадка делиться двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50м. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные "указатели". За одной чертой отводиться место для "города", а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80-120см и толщиной 3-4см. Для новичков конец биты можно сделать плоским. Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая- водящая- размещается на поле. Один из игроков бьющей команды- "метальщик" - становиться на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому один из игроков водящий команды- "подавальщиком". После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернутся от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнаным", то все игроки водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Лапта идеальна для "игровых"уроков физкультуры.