марина маркова
Внутренние качества специального педагога в коррекционных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профессионализма педагога, его мировоззренческой культуры, духовно-нравственного облика, личностных характеристик - одна из самых актуальных в педагогике и философии образования. И это понятно. Именно от педагога, его личности зависит реализация учебных планов, качество образовательных услуг, воспитание учащихся.
Исключительную важность имеет профессиональная деятельность учителей специальных учебных заведений, связанных с коррекционным направлением обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками.
Публикация «Внутренние качества специального педагога в коррекционных образовательных учреждениях» размещена в разделах
Обеспечение полноценного развития детей с особенностями развития и эффективное функционирование системы специального образования в целом находятся в прямой зависимости от уровня компетентности специальных педагогов, соответствующего уровня развития их личностных профессионально важных качеств.
Деятельность педагога в системе специального образования находится на стыке нескольких наук: педагогика, психология, медицина, социология, философия, специальная техника.
Главная задача всех специалистов, работающих с ребенком, заключается в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности, сократить социальную изоляцию ребенка и приобщить его к разным видам социально продуктивной и творческой деятельности.
Целью педагогической деятельности в системе специального образования является организация условий для максимально возможного развития существующих и потенциальных возможностей ребенка и его ранней специализации. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние мероприятия, а комплексный, системный подход, который предполагает учет как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на формирование личности ребенка. Вот почему деятельность педагога в системе специального образования должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления педагогического и коррекционно-реабилитационного процесса.
В настоящее время не существует четких критериев внутренних качеств личности специального педагога, однако успешное решение задач учреждения системы специального образования непосредственно зависит от научно взвешенной организации учебно-воспитательного процесса, от творческого воодушевления каждого педагога.
Высокий уровень профессионального мастерства, совершенное владение методикой преподавания учебной дисциплины обладание широким спектром приемов организации коррекционно-воспитательного процесса представляют неотъемлемую часть профессионально-личностной характеристики педагога. И, конечно, кроме этих профессиональных черт, каждому из педагогов должна быть присущая искренняя любовь к детям.
К каждому педагогу, работающему в системе специального образования с ее описанной выше спецификой, выдвигаются определенные требования. Эффективная педагогическая деятельность не возможна, если у педагога не сформированы соответствующие профессионально значимые качества.
Так, одним из важнейших качеств специальных педагогов является компетентность в области собственной профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» характеризуется с различных точек зрения:
- означает силу, определенную уверенность, которое исходит от чувства собственной успешности и полезности и определяется как психосоциальное качество;
- означает наличие умений, навыков, средства достижения намеченных целей, знание существа выполняемой работы;
- качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определенной области.
Вместе с тем, компетентность педагога специального образования предполагает наличие у него непрерывного стремления к повышению квалификации и профессиональных знаний, поскольку область специальной педагогики в современное время получает стремительное развитие, и важно, чтобы педагог был уведомлен о последних достижениях в данной области.
Профессионально значимые качества личности являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.
Так, в качестве внутренних качеств специального педагога коррекционного образовательного учреждения, которые важны для его профессиональной деятельности, можно выделить :
- информационная компетентность: высокий уровень осведомленности в предмете и методах преподавания, психологическая компетентность, умение вести самостоятельный поиск информации.
- компетенции в организации учебной деятельности: компетентность в установлении субъект- субъектных отношений, компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности, в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса;
- мотивация профессиональной деятельности: умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, умение превращать учебную задачу в личностно-значимую;
- постановка целей и задач педагогической деятельности : умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании;
- разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;
- индивидуально-личностные качества : вера в силы и возможности обучающихся, интерес к их внутреннему миру, открытость к принятию других позиций, точек зрения, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.
Поскольку деятельность специального педагога связана с постоянным контактом с детьми с особенностями в развитии, важным внутренним качеством личности педагога специального образования является наличие внутренней толерантности, а также веры в потенциал развития личности ребенка – то есть педагогический оптимизм.
На протяжении всего занятия, таким педагогам необходимо демонстрировать повышенные показатели терпения, стрессоустойчивости, связанной с повышенным уровнем ответственности за здоровье и благополучие детей, а также внутреннюю мотивацию к качественному оказанию помощи и поддержки ребенку, совместно с выдержкой и терпением.
Ценностные ориентации, мотивы деятельности педагога, понимание им себя и окружающего мира, стиль взаимоотношений с людьми, общая культура, способность к развитию собственного творческого потенциала и стремление к творческому осмыслению своей работы составляют те качества личности, которые обеспечивают профессиональную компетентность специального педагога
Таким образом, внутренние качества специального педагога не являются четко сформированным перечнем необходимых требований, однако необходимы для эффективного и качественного выполнения профессиональных обязанностей с детьми, требующими специальных средств воздействия.
Список использованных источников
• Бгажнокова, И. М. «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» //Коррекционная педагогика. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 239 с.
• Билле, А. В. Критерии готовности общеобразовательных организаций к внедрению ФГОС образования детей с ОВЗ / А. В. Билле, А. Н. Белова // Методист. – 2016. – № 1. – С. 5–9.
• Денисова, О. А. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 81-90.
• Зайцев, И. А. Коррекционная педагогика / Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. -М. : Март, 2015. – 289 с.
• Маркевич И. Д. Профессиональная компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие эффективности коррекционно-образовательного процесса / И. Д. Маркевич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2010. – Вып. 1 (3). – С. 29-33.