Екатерина Шустерова
Конспект внеклассного занятия «Занимательные задачи»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное занятие «Занимательные задачи»
Цели: познакомить учащихся с различными видами задач : шарады, мегаграммы, задачи в стихах, олимпиадные задачи.
Задачи : развивать умение решать различного характера задачи, интерес к математике, логику и смекалку.
Наглядность: карточки с задачами на все этапы занятия, презентация.
Публикация «Конспект внеклассного занятия „Занимательные задачи“» размещена в разделах
Ход занятия:
Занятие происходит в несколько раундов. Каждый раунд – это новый тип задач. Сначала будет рассказано про задания определенного вида. А затем проводится соревнования на умение решать задачи. Каждая правильно решенная задача – 5 баллов команде.
Раунд I – задачи-шутки
(Задачи зачитываются вслух, каждая команда записывает ответ на листочке)
1. Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (По одному яйцу каждый.)
2. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»? (Желток обычно жёлтый)
3. Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
4. На дереве сидели 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (Три птицы.)
Раунд II – шарады
Например:
Слог первый мой – предлог,
Второе – летний дом,
А целое, порой, решается с трудом.
Ответ: (За+дача=задача)
(Каждой команде даются карточка с 3 шарадами)
Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёшь ты без труда.
Ответ: (Кар + Тина= Картина)
Меня ты не напрасно ценишь -
Тебя насытить я могу.
Но если «У» на «Е» ты сменишь,
Я по деревьям побегу.
Ответ: (булка-белка)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
Ответ: (сто+ля+р=столяр)
Раунд III – задачи в стихах
Задачи в стихах могут быть разными: на арифметические действия, или на смекалку и логику.
(Задачи на слайд, каждая команда записывает ответ на листочке)
1) Ворона считала своих воронят.
Они, непоседы, шалят и шалят,
Только и скачут по гибким ветвям,
Вот они здесь, а теперь уже там …
Кеша над Гришей, Гриша над Мишей,
Сева взлетел и уселся всех выше.
Внизу притулилась лапочка Саша,
На ветке соседней сестра ее Маша,
А Сева вдруг с самого верха спустился
И между сестричками вмиг очутился.
Еще есть один вороненок в семье,
Но он притаился в уютном дупле.
Сбилась со счета ворона опять.
Можешь помочь ей детей посчитать?
(6)
2) По небу летят 35 утят.
12 утят вперед глядят,
а остальные оглядываются назад
и видят дерево,
на котором сидят 27 котят.
На сколько утят, оглядывающихся назад, меньше,
чем сидящих на дереве котят?
(35-12=23; 27-23=4)
3)В кармане у Коли монеты звенели,
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 копеек 6 было монет.
40 копеек ушло на обед.
За 8 копеек линейку купил,
10 копеек друзьям одолжил.
Осталось в кармане лишь самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось?
(10х6=60-40=20-8=12-10=2)
4)Красная Шапочка к бабушке шла,
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстоянье прошла незаметно,
В час проходя по два километра,
За три часа до старушки дошла.
Сколько она километров прошла?
(6)
5) Три мальчика:
Коля, Сережа, Андрюшка
В песочнице дружно
Играли в игрушки.
Медведь - не у Коли,
Мяч - не у Сергея.
Но знаем мы точно,
Что танк у Андрея.
Какие игрушки
У Коли, Сергея?
Подумай, дружок,
И ответь поскорее.
(у Коли-мяч, у Сергея - Медведь)
6)Чебурашке в день рожденья
Гена нес кило печенья.
И еще, отметить надо,
Полкило нес шоколада.
А теперь пора ответить,
Сколько это граммов, дети?
(1500)
7) Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду
Белоснежных лебедей
Втрое больше чем гусей.
Уток было 8 пар –
Вдвое больше чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей.
Решение:
1) 8*2=16 (уток)
2) 16:2=8 (гагар)
3) Х-гусей
3Х - лебедей
3Х=Х+16
2Х=16
Х=8
8 (гусей)
4) 8*3=24 (лебедя)
(всего птиц -56; гагар-8; уток-16, гусей-8; лебедей-24.)
8) Кросс осенний вспоминая,
Спорят белки два часа:
«Победил в забеге заяц,
А второй пришла лиса!»
«Нет, - твердит другая белка, -
Ты мне шутки эти брось.
Заяц был вторым конечно,
Первым был, я помню, - лось!»
«Я, - промолвил филин важный, -
В спор чужой не стану лезть.
Но у вас в словах у каждой
По одной ошибке есть.»
Белки фыркнули сердито.
Неприятно стало им.
Вы уж, взвесив все, решите,
Кто был первым, кто вторым.
Ответ: первым был лось, второй – лиса, третьим – заяц.
Раунд IV – олимпиадные
Задачи олимпиадного характера обычно сложнее общеучебных задач. Они могут потребовать нестандартного подхода, проявления смекалки, потребовать знаний дополнительного материала.
(3 задачи на карточки 1 на слайд)
1. Три ученика делают 3 самолетика за 3 минуты. Сколько учеников сделают 9 самолетиков за 9 минут?
Ответ: 3 ученика
2. Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.
Ответ: 58
3. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?
Ответ: При разрезании каждого листа на 3 части число листов увеличивается на 2. Добавилось: 15 – 9 = 6 (листов). Значит, 6 : 2 = 3 (листа) бумаги разрезали.
(на слайд)
4. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Какое платье носит каждая из этих девочек?
Ответ: Галя в зеленом, Валя в голубом платье, Аня в белом и Надя в розовом платьях
Раунд V – метаграммы (на карточки по разные 2 штуки)
В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.
Например:
Что это такое?
С «Д» - ветвистый,
С «З» - костистый,
С «К» - ребристый?
Ответ: дуб – зуб – куб.
1. С «К» - фигура без углов,
С «Д» - дружить с тобой готов.
Ответ: Круг – друг
2. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число.
Ответ: сурок – сорок.
3. Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но «Н» на «Б» смени скорей -
И обитатель я морей.
Ответ: Кран – Краб
4. С д - нам ночью не встречался,
С т - при свете лишь видна,
С п - от дерева остался,
С л - вредит труду она.
Ответ: День - тень - пень – лень
5. С «К» - для тенниса я нужен,
С «Т» - я сладок и красив снаружи.
Ответ: Корт – торт
6. Я бываю золотой,
А природный - костяной.
Если «З» на «К» сменить,
Смысл во мне совсем иной.
В первом классе лишь для счёта
На уроке я твоём,
А в четвёртом ты охотно
Подсчитаешь мой объём.
Ответ: зуб – куб
Раунд VI – логогрифы (на карточки по 3 одинаково)
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится с начало. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.
Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.
Ответ: два – дева.
Я – цифра – меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я - все – отец и ты, и дедушка, и мать.
Ответ: семь – семья.
Его откроешь - и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» - и тогда
В кинотеатре он найдётся
Ответ: кран-экран
Рефлексия
- Какое задание для вас показалось трудным?
- Что было самым интересным?
Подведение итогов