Айгуль Мендагалиева
Внеклассное мероприятие в 1 классе «Город-герой Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие в 1 классе «Город-герой Ленинград»
Цель: познакомить детей с историей города-героя Ленинграда, с героизмом людей, переживших блокаду.
Задачи:
1. Образовательные:
• познакомить с историей города во время Великой Отечественной войны;
• пополнять знания об истории нашей Родины, ознакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны;
2. Развивающие:
• развивать высокие нравственные чувства, чувство патриотизма, гордости за свою страну;
• развивать познавательную активность;
3. Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
Публикация «Внеклассное мероприятие в 1 классе „Город-герой Ленинград“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов, стремление быть приемниками лучших традиции своего народа.
Предварительная работа: Беседа на тему «70 лет без войны»; просматривание документальных фотографий, иллюстраций о Великой Отечественной войне; чтение рассказов о войне, рассказов о жизни детей в блокадном Ленинграде — «В осажденном городе» С. Колина, «Автомат пионерки Чарухчан» Н. Карасева, «Хлебные карточки» М. Лопыревой, «Хлебные крошки» В. Карасевой. ; разучивание стихов о войне, прослушивание песен о Родине; просматривание фото - книги «Города – герои» Ю. Д. Дмитриева, фотографий современных городов Москва, Санкт-Петербург; просмотр презентаций о блокаде Ленинграда, о защитниках Ленинграда; изучение памятников ВОВ и подготовка выставки; прослушивание рассказов детей о своих родственниках, участниках ВОВ; выставка детских работ «75 -летию победы посвящаем».
Словарная работа: Германия, фашистская Германия, города - герои, ветераны Великой Отечественной войны, документальные фильмы, Советский Союз, военные эшелоны, зажигательные бомбы, поражение, «стереть с лица земли», блокада, блокадный Ленинград.
Оборудование: ноутбук; презентационный материал к занятию; разрезные картинки; диск с песней «Вставай, страна огромная»; кусочек чёрного хлеба, презентация «Города – герои», письмо фронта – «треугольник»; карта «Дорога жизни», фотографии «Первый день Войны», «Дети войны», плакаты «Родина зовет»; Записи песен: Тухманова «День Победы», А. Худякова «Священная война»; фотография Тани Савичевой;
Ход занятия
I. Вступительная часть
1. Приветствие. Введение в тему занятия. (Демонстрируется слайд №1)
Учитель: Ребята, а вы знаете, кто такой герой? (Ответы детей)
Учитель: Герой – это человек, который готов проявить смелость, мужество и храбрость, в ответственный момент пожертвовать собой ради других людей и совершить героический поступок – подвиг, также герой – это главный персонаж литературного произведения.
Ребята, мы с вами недавно познакомились с городами – героями, пожалуйста назовите их (Москва, Санкт – Петербург (Ленинград, Мурманск, Тула, Смоленск, Волгоград (Сталинград, Новороссийск а также Севастополь, Керчь, Одесса, Киев, Брест, Минск). (Демонстрируется слайд №2)
(Учитель вывешивает названные города на доску).
Учитель: Правильно, молодцы! Сегодня мы продолжим разговор о городах-героях. Мы поговорим еще об одном прекрасном городе, который хотели покорить фашисты, но им этого не позволили сделать доблестные защитники города. Это город Ленинград. (Демонстрируется слайд №3)
Спали люди, отложив на утро, Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном, Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки, За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши, Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звездных точках, Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью на рассвете началась война. (В. Викторов.)
II. Основная часть.
1. Начало войны.
Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Гитлеровская Германия напала на нашу страну. В начале войны враги захватывали город за городом, стремились прорваться к столице нашей Родины — Москве, хотели заполучить город Ленинград (сейчас он называется Санкт-Петербург). Осенью 1941 года фашистские полчища стояли и у стен Ленинграда. Все взрослые встали на защиту родного города. Тогда же в газете «Смена» было опубликовано обращение к детям Ленинграда. Послушайте, о чем в нем говорилось. (Зачитывает.) (Демонстрируется слайд №4)
«Школьник! Твои родные — дед, отец, сестры и братья ушли на фронт, чтобы защищать нашу честь, свободу и счастье. С оружием в руках, не щадя своей крови, не жалея своей жизни, они защищают наши земли, наши фабрики, заводы, наши дома. Школьник, помни, твоя первейшая, самая святая обязанность — всем, чем можешь, помочь своему народу в уничтожении ненавистных фашистских варваров». Дети ответили делами на этот призыв. Они собирали по всему городу металлолом, чтобы на заводе из него сделали снаряды, патроны, гранаты для фронта. Наравне со взрослыми они рыли траншеи вокруг города, чтобы в них могли укрываться наши бойцы. Многие школьники, оставив учебу, заменили у станков своих отцов, ушедших на фронт, изготавливали на заводах снаряды и оружие. Несмотря на яростное сопротивление наших солдат, фашисты наступали. И город оказался окружен. Начались артиллерийские обстрелы и бомбежки. В городе все окна были заклеены бумагой крест-накрест, чтобы не вылетали стекла во время воздушных налетов врага. Ежедневно вечером и ночью, почти в одно и то же время, из репродукторов разносились пронзительные звуки сирены: «Воздушная тревога! К городу прорвались вражеские бомбардировщики». Люди прятались в бомбоубежищах. Но на каждой крыше, на каждом чердаке стояли рабочие, домохозяйки, артисты. Они не покидали своего поста до самого отбоя и, если на крышу падали зажигательные бомбы, быстро и ловко гасили их в бочках с водой или закидывали песком. Среди отважных людей, которых называли «часовыми Ленинградских крыш», были и пионеры-школьники. Коля Андреев с друзьями обезвредил 43 «зажигалки»-бомбы. Сейчас мы попробуем «погасить зажигательные бомбы». (Демонстрируется слайд №5)
Игра «Часовые ленинградских крыш»
(На полу очерчивается круг («крыша», в центре которого стоит бочка. В круг встают трое участников часовых. Несколько детей бросают в круг тряпичные мячики, пока звучит музыка. Часовые должны их поднять и бросить в бочку. С окончанием музыки в кругу не должно остаться ни одного мячика).
Учитель: Дети ходили по домам, собирали посуду и белье для раненых. Ведь больниц не хватало, и многие школы были переоборудованы в госпитали. Часто после школы пионеры приходили в больницы, ухаживали за ранеными. (Демонстрируется слайд №6)
(Помощь раненым в госпитале)
Учитель: Также устраивали концерты, для раненых чтобы поднять боевой дух. Инструменты для выступлений были самые незатейливые: гармонь, ложки, солдатские котелки. Зато юные музыканты очень старались. (Демонстрируется слайд №7)
«Смуглянка» А. Новикова (Дети играют в шумовом оркестре).
Учитель: Пионеры-тимуровцы для инвалидов и семей фронтовиков возили воду из Невы, разносили продукты, заготавливали дрова. Ребята собирали зимнюю одежду и сами шили теплые вещи для бойцов. Школьники помогали почтальонам доставлять письма, хотя у молодых помощников от голода не было сил подниматься по лестницам. Тогда пионеры горном оповещали жителей дома, что принесли почту. (Демонстрируется слайд №8)
Учитель: У вас на столе лежат листы бумаги. Давайте с вами сделаем такой «треугольник». Прямоугольный лист бумаги сворачивается верхним краем к боковому левому краю, получившийся треугольник сворачиваем еще пополам. Оставшуюся снизу часть заправляем вовнутрь, подгибая уголки. Эти треугольники не заклеивались, а складывались особым образом, чтобы запечатать письмо, не используя конверт. Вот так отправляли письма наши солдаты своим родным и близким.
(Делаем письма – треугольники) (Демонстрируется слайд №9)
ИГРА ВОСКОБОВИЧА (конверты и самолет)
Физкультминутка
Я построю самолёт, (руки в сторону)
Шлем надену, и в полёт. (импровизируем надевание шлема)
Сквозь волнистые туманы (волны левой руки)
Полечу в другие страны (волны правой руки)
Над морями и лесами, (с верху вниз рукой)
Над горами и полями (с низу вверх рукой)
Облечу весь шар земной, (руками держим невидимый шар)
А потом вернусь домой. (руками сделать крышу над головой)
2. Блокада
Учитель: Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Посмотрите на экран, на что это похоже? (Демонстрируется слайд №10)
Учитель: Правильно, на круг, кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В Ленинграде наступил голод. Город оказался отрезан фашистами от всей страны, и подвезти продовольствие не было возможности. Тогда были введены хлебные карточки. Посмотрите, какой маленький кусочек хлеба на день получал ребенок в блокадном Ленинграде. (Демонстрируется слайд №11) (Показывает кусочек хлеба весом в 125 граммов.)
Учитель: Разве таким кусочком можно наесться? Очень много жителей Ленинграда погибло в эту зиму. (Показывает фотографию Тани Савичевой.) Сохранился дневник ленинградской девочки Савичевой Тани, в котором она пишет о том, как умирала от голода ее семья: «Сегодня умер папа. Умерла сестра. Сегодня умерла мама.» Этот дневник сейчас хранится в музее Санкт-Петербурга.
Учитель: Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни.
(Демонстрируется слайд №12)
Педагог: По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.
(Игра «Дорога жизни». Участвуют двое детей. Каждый участник держит за верёвочку грузовую машину. Дети должны провезти свои машины между кеглями, не сбив их).
Учитель: Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. (Демонстрируется слайд №13)
Учитель: Послушайте, ребята еще одно стихотворение о Ленинграде. Называется оно «Блокадные дни»:
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Учитель: Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить. У меня здесь картинки с изображением достопримечательностей города Ленинграда, но все они разрезаны на части. Помогите мне, пожалуйста, составить из них целое. (Демонстрируется слайд №14)
(Дидактическая игра «Разрезные картинки»).
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: Молодцы, ребята. Давайте продолжим наше занятие. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». А за мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». (Демонстрируется слайд №15)
Учитель: Пусть не будет войны никогда!
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглушают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда.
Т. Шорыгина
(Демонстрируется слайд №16)
Учитель: «У меня для вас несколько вопросов. Чем закончилась Великая Отечественная война? Кто победил в этой долгой и жестокой войне? Какую годовщину мы будем отмечать в мае 2025 года?
Спасибо вам за внимание и вашу работу, давайте в заключении нашего путешествия пожелаем всем мира и споём песню «День победы»».
(Дети смотрят презентацию с изображениями парада победы, картинок войны, дня победы и т. п. Звучит фонограмма песни День победы, дети поют вместе).