Наталья Аничева
Внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. А. Сухомлинский
"Берегите здоровье смолоду" - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа и поэтому нет для педагогов задачи важнее, чем сохранение, укрепление здоровья детей. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье и в наших дошкольных группах (ДГ) занимает одно из приоритетных направлений. В нашем учреждении на протяжении уже многих лет ведётся систематическая, планомерная деятельность по физкультурно-оздоровительному развитию и повышению двигательной активности детей. Этому способствует созданная совместная рабочая атмосфера с педагогами, медицинским персоналом и семьёй.
Публикация «Внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры в современных малогабаритных квартирах, а у родителей совсем мало времени для прогулок на свежем воздухе.
Ещё 10-15 лет назад детей трудно было загнать домой с улицы, они играли в командные игры и активно общались с друзьями. С повседневным распространением компьютеров и появлением Интернета всё изменилось. Современного ребёнка, как правило, невозможно оторвать от телевизора, компьютера и игровой приставки.
Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (занятия по обучающим компьютерным программам, посещение различных кружков) в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя - сформировать у ребёнка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это - залог здоровья. Помимо всего, вышеперечисленного, негативное влияние на организм ребёнка оказывают ещё и различные факторы окружающей среды, приводящие к ухудшению состояния здоровья, снижению умственной и физической активности.
Одним из требований к структуре образовательной программе ДО в соответствии с ФГОС ДО является включение направления развития и образования детей - физическое развитие.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребёнка.
Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
"Здоровьесберегающие технологии" — это системы мер, включающие взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. "Здоровьесберегающие технологии" - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Итак, из всего вышеперечисленного, напрашивается следующий вывод. Одной из основных задач дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация физкультурно-оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с правильной спецификой внедрения, которая должна строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать, как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это, без сомнения, требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольного учреждения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий осуществляется по четырё м направлениям:
Работа с детьми.
Основной формой работы с детьми является в нашем детском саду является двигательная деятельность. Необходимое условие при этом – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Если к ребёнку проявляют искренний интерес, помогают ему преодолевать неудачи, радуются вместе с ним его успехам – занятия физкультурой для него в радость. Я стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды двигательной деятельности : сюжетные игры, тренировки, комплексные игры и игры-эстафеты.
Сюжетные формы организации занятий физическими упражнениями заметно оживляют интерес детей к выполнению физических упражнений, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта. В отличие от деятельности, проводимой по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету.
Наши занятия включают в себя не только систематическое развитие физических качеств и накопление двигательного опыта детей, но и, как было сказано выше, широкий спектр методов коррекционной работы по формированию правильной осанки, дыхательные упражнения, использование элементов йоги в конце физкультурного занятия.
Традиционные занятия физической культуры -3 раза в неделю - не могут решить проблему двигательного "голода". Поэтому в свою физкультурно - оздоровительную работу я включила "Игровой стретчинг" (Стретчинг – направление фитнеса, где акцент делается на растяжение мышц и улучшение гибкости суставов. Стретчинг не имеет абсолютных противопоказаний по состоянию здоровья или возрасту, занятия на тренажёрах, плавание, акробатика. В связи с этим привлечение детей к регулярным занятиям, доставляющим им удовольствие, привитие навыков двигательной активности - первостепенная задача в области физкультуры.
Работа с родителями
Формы работы с родителями разные включают в себя консультации, анкетирование по разным вопросам, досуги, памятки, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, папки передвижки, буклетов.
Работа с педагогами.
С целью повышения уровня компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы в нашем учреждении ведё тся работа в следующих направлениях:
- изучение передового педагогического опыта по вопросам здоровьесбережения;
- внедрение новых форм работы с детьми;
- внедрение путей приобщения к ЗОЖ родителей;
- обмен опытом;
- пополнение предметно-развивающей среды ДГ.
Улучшение предметно-развивающей среды.
Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.