Шестопалова Любовь Николаевна
Внедрение ТРИЗ — технологии в практику детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение ТРИЗ — технологии в практику работы ДОУ
Л. Н. Шестопалова, старший воспитатель МБОУ «Береговская СШ» Нижнеомского муниципального района.
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Александр Асмолов, руководитель Федерального института развития образования, председатель рабочей группы разработчиков ФГОС
Публикация «Внедрение ТРИЗ — технологии в практику детского сада» размещена в разделах
Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая,- организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал Федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.
Актуальность проблемы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.
Отсюда вытекает достаточно четкий вывод: необходимо формировать у детей такие психические качества как мышление и воображение, исследовательские навыки, способность быстро входить в новые предметные области, обучать работе с информацией, адаптировать к динамичной картине мира.
Понимание вышеперечисленного дало толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками в шашем детском саду. Методологической основой данной технологии является личностно - ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник является не пассивным объектом воздействия, а усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от систем обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в федеральных государственных образовательных стандартах портрету дошкольника – выпускника.
В связи с этим педагогическим коллективом в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным условием развития творческого потенциала воспитанников.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, мы решили для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе Программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, по которой работает наш детский сад.
Обозначили цель работы – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления, адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ, обеспечивающих оптимальное развитие мышления и воображения детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей.
2. Раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей.
3. Разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческой мышление и речь детей.
4. Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.
Для реализации намеченной цели спланировали свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с детьми. Она включает в себя использование методов и приёмов ТРИЗ и РТВ в повседневной образовательной деятельности
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения, разработаная Г. Альтшуллером, представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов. Назову некоторые из них, которые мы используем в образовательной деятельности:
Метод маленьких человечков.
Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).
Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка"
Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Метод морфологического анализа.
Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта.
Круги Луллия..
Для работы с детьми пятого года брали сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем стали использовать 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста используем 4 круга с 8 секторами на каждом.
Метод каталога.
Детям предлагали сочинить сказку с помощью каких — либо представленных предметов. Поощрялись логически связные тексты, в котором добро побеждает зло. Данный метод помогает детям снять психологическую неуверенность.
Приемы фантазирования:
-прием «сделать наоборот»;
- прием «изменить неизменяемое» (если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, - измените его);
-прием объединения;
Упражнения на развитие творческого воображения:
«Создание нового»; «Изобрази свою память»; «Составь загадку»; «Придумай сказку (историю) о.»; «Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)» и др.
Работа по ТРИЗ проводится во всех возрастных группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. В младшей группе вся работа по ТРИЗ ведется в виде игр, упражнений и т. д. В старшей- дополнительно с проведением НОД 1 раз в 2 недели. Проводятся и другие фрмы работы с детьми: конкурсы, викторины, развлечения с включением ТРИЗ.
Вся работа по ТРИЗУ включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Оновным же средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовых знаний, а помогает ребенку самому научиться находить истину.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом реализуют его в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в Африку», «Я и мой друг»,
«Слон», «Цветы» и др. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.
Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта. В работе с родителями используем следующие формы:
Тематические консультации, на которых стремлюсь дать квалифицированную помощь в реализации творческих идей и решений, помогаю заинтересовать родителей в совместной деятельности со своими детьми.
Анкетирование
(«Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», «Как развита фантазия у вашего ребенка?» и др., цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
Совместные конкурсы.
Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми
Памятки и рекомендации для родителей:
«Как развить творческие способности ребенка – дошкольника», «Что такое одаренный ребенок?» и др.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали партнерами совместных мероприятий с детьми и педагогами. Теперь они ощущают себя более компетентными в творческом воспитании детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.
Успешность развития творческого потенциала детей в детском саду во многом определяется соответствующей квалификацией педагогов. И тут возникли свои трудности: чтобы работать по ТРИЗ, необходимо избавиться от психологической инерции, от сложившихся рамок стереотипного мышления (половина воспитателей в детском саду недавно пришли из школы). Используя методику «Волшебное дерево», выявили коэффициент творчества педагога. Его результаты: 40% – потребители, 45% – конструкторы и 15% – изобретатели. С целью развития творческого потенциала, знакомства педагогов с технологией ТРИЗ были организованы семинары-практикумы «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»; «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия», мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада», педагогический совет «Технология ТРИЗ в детском саду», активно использовали интернет-ресурсы. Через практическую деятельность воспитатели познакомились с нетрадиционными приемами рисования, разными течениями живописи. В течение года работал кружок «Рисуем по ТРИЗ».
Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, помогла воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Подтверждением успешно проведенной работы стали высокие показатели психологичекой готовности детей к школе. Их быстрая адаптация в школе и способность творчески и нестандартно мыслить подтверждены положительными характеристиками учителей начальной школы.