Сафонова
Внедрение метода супервизии в работу педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого специалиста – воспитателя, учителя, психолога, социального педагога – в ходе работы с семьями возникают ситуации, с которыми трудно справиться самостоятельно. Порой важно обратиться за помощью и поддержкой, получить квалифицированную консультацию. Поэтому очень действенно и эффективно внедрять в нашу работу метод супевизия.
Супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов помогающих профессий в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов работы.
Публикация «Внедрение метода супервизии в работу педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Воспитатели, как те, кто работает с людьми, часто сами могут наблюдать, как со временем меняется их отношение к воспитанникам, родителям, работе в целом. Иногда в группе возникает "трудный" с точки зрения взаимодействия с ним ребёнок (или же родитель, общение с которым всегда идёт как бы "по накатанной дорожке" и приводит в тупик, а как следствие – к непониманию, раздражению, укорению самого себя ("что я делаю не так?", к росту прочих разнообразных негативных явлений. На фоне большой групповой работы уделить много времени индивидуальному взаимодействию чаще всего не является возможным. Для того или иного воспитателя "трудным" может оказаться какой-либо режимный момент (например, напряжение возрастает при укладывании детей спать или же при сборах на прогулку). Подобные перечисленным ситуации становятся неблагоприятным фактором в работе специалиста, прежде всего потому, что могут привести к профессиональному эмоциональному выгоранию, ведь оно – это защитная реакция нашей психики на те или иные неблагоприятные факторы. Кроме прочего, здесь таится опасность подорвать не только здоровье самого специалиста – работника дошкольного учреждения, но и окружающих его людей (в нашем варианте – детей, с которыми он взаимодействует. При отсутствии их правильного разрешения, если их вовремя и правильно с психологической точки зрения не решить, эти "инциденты" будут возвращаться вновь и вновь, создавая и поддерживая конфликтные ситуации, способствуя профессиональному выгоранию и соответственно ухудшению работы системы воспитания.
Основой супервизии является проблемный вопрос из практики воспитателя. Целью становится совместная выработка личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации, что подразумевает личностный рост обеих сторон. Результатом супервизии должно стать целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, а также усвоение необходимых компетенций, нового опыта и приобретение новых потенциалов в педагогической деятельности.
Нужно понимать, что профессиональная супервизия отличается от педсоветов и бесед с коллегами по работе. Супервизором может выступать более опытный педагогический работник либо специалист в сфере детской психологии, который должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и владеть навыками обучения, иметь способность к воодушевлению и побуждению к активности. Главное в работе супервизора – это умение устанавливать рабочий союз, в котором будет соблюдаться баланс между критикой и поддержкой. Также супервизор должен :
• признавать достоинства субъекта, обратившегося к нему за квалифицированной помощью,
• непредвзято относиться к нему, его деятельности и возникающим проблемам,
• уметь отделять собственные эмоциональные проявления от процесса взаимодействия с супервизируемым субъектом.
Супервизия прежде всего – это способ заботы специалиста о своём эмоциональном состоянии, затем о своём профессионализме, о результате своей работы, а следовательно и о семьях и детях.
Учитывая всё вышесказанное, представляется, что сложно отрицать необходимость внедрения такой формы работы в детские сады. Одной из проблем, которая может возникнуть на этом пути, может стать то, что работники (в нашем случае, воспитатели) порой не видят того, что они нуждаются в супервизорской помощи, даже отрицают это. Но отрицание – это один из способов защиты, ведь мало кому хочется признавать свои ошибки в работе, легче предположить, что "этот ребёнок действительно сложный", "этот родитель задаёт слишком много вопросов" или что воспитатели в данном учреждении не подвержены эмоциональному выгоранию в принципе. Поэтому важно проводить ознакомительную работу с воспитателями, чтобы впоследствии у них могла возникнуть осознанная заинтересованность в супервизии. Когда же специалисты ДОУ будут готовы понимать и принимать свою недостаточную компетенцию в эмоционально-психологической сфере взаимодействий и добровольно обращаться за помощью, супервизия будет способна дать эффективную обратную связь, помочь в разрешении возникающих проблем.
Таким образом, метод супервизии позволяет разрешить профессиональные затруднения, проанализировать эффективность своих действий, оценить цели и переосмыслить свои реакции в сложных ситуациях, объективно оценить свои профессиональные возможности, взаимоотношения с семьей, и посмотреть со стороны на проблему и найти новые пути решения.