Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.
Публикация «Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.
С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент - врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.
Темперамент - базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств три:
- сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
- уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
- подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.
Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента :
- холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;
-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;
-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;
-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.
Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.
Учеными доказано, что от темперамента зависят :
- скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
- пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
- темп и ритм деятельности;
- интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
- направленность психической деятельности на определенные объекты.
Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:
Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.
Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.
Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент - больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.
Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.
Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.