Елена Ковригина
Влияние театрализованной деятельности на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, его подготовленности к общению с искусством.
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к педагогам более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня воспитанников. Однако необходимо помнить и о здоровьесберегающей направленности учебно – воспитательного процесса.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
На помощь нам, педагогам, идет театрализованная деятельности и театрализованная игра. В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В связи с актуальностью данной проблемы я стала заниматься с детьми в театральном кружке "Колокольчик".
Методологической основой моей педагогической деятельности в кружке является концепция деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, идея развивающего обучения (Л. С. Выготский, теория игры (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, М. Д. Маханёва, Л. В. Артёмова и др., теория воспитания и развития дошкольников (Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, Н. Н. Поддъяков и др., теория эмоционального развития детей (И. А. Сикорский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.).
Учитывая мнение педагогов и психологов, что театрализованная игра способствует эмоциональному развитию старших дошкольников (Л. С. Выготский, Л. П. Стрелкова, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина и др., я отметила ее позитивную роль и в психоэмоциональном развитии детей.
Театрализованная деятельность хороша тем, что:
- является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;
- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;
- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;
- является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;
- важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
По моим наблюдениям многие современные дети отличаются тем, что тревожность их является преобладающей эмоцией: они боятся разных реальных и выдуманных вещей. Воспитанники в основном имеют среднюю степень понимания эмоционального состояния других людей. А, не различая настроения окружающих взрослых и сверстников, ребята и сами становятся эмоционально глухи, не отзывчивы, нередко драчливы.
В рамках деятельности театрализованного кружка я занимаюсь с детьми с октября по май по утвержденному администрацией ДОУ перспективному плану. На эти занятия я беру детей с 4-летнего возраста и занимаюсь 3 года. Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников.
В плане предусматриваются следующие виды деятельности детей :
- игровые виды деятельности (в том числе театрализованная игра);
- вокально – хоровая работа;
- восприятие музыки;
- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
- выразительное чтение;
- игра на детские шумовых инструментах;
- создание масок, костюмов, декораций;
- участие в постановке спектакля.
- упражнения на формирование выразительности исполнения, над интонацией и выразительностью речи (техникой).
Особое влияние на психогигиену детей, как я считаю, оказывают следующие виды деятельности : творческие задания по воплощению «сценического образа»; игры, упражнения, этюды на выражение разных эмоций; мимические этюды; ритмопластика. О некоторых из них я остановлюсь поподробнее.
1. Упражнения на развитие эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка: нахмуриться
как осенняя туча;
как рассерженный человек;
как злая волшебница;
улыбнуться
как кот на солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как радостный человек;
как будто он увидел чудо;
позлиться
как ребенок, у которого отняли мороженное;
как человек, которого ударили;
испугаться
как ребенок, потерявшийся в лесу;
как заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака;
устать
как папа после работы;
как человек, поднявший большой груз;
как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
как турист, снявший тяжелый рюкзак;
как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
как уставший воин после победы.
2. Интересная на мой взгляд технология обучения танцу исполнительницы, режиссёра, танцора, философа Габриэлла Роут: "Танец — это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания". И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания. Хотя ее техника предназначена для взрослых людей, отдельные ее элементы можно использовать и с дошкольниками, они хорошо помогают детям расслабиться, научиться передавать образ через движение.
«Танец пяти движений» (для детей с 5 лет).
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
«Джаз тела» (для детей с 5 лет).
Ребята встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
3. Этюды.
"Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на пары: Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.
«Лес» (для детей с 5 лет).
Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
Как ваше растение реагирует:
на тихий, нежный ветерок;
на сильный холодный ветер;
на ураган;
на мелкий грибной дождик;
на ливень;
на сильную жару;
на ласковое солнце;
на ночь;
на град; на заморозки".
"Согласованные действия" (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната.
"Огонь-лед" (для детей с 4 лет).
По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
4. Этюды на расслабление мышц (по М. И. Чистяковой).
«Штанга» (для детей 5-6 лет).
Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
«Сосулька» (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
«Шалтай-Болтай» (для детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай Сидел на стене,
Шалтай-Болтай Свалился во сне.
(С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
«Спящий котенок» (для детей 3-4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).
«Конкурс лентяев» (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В. Викторова "Конкурс лентяев" :
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный -
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закат
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского "Лентяй".
«Пылесос и пылинки» (для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Это лишь небольшая часть той работы, которую я провожу с детьми. Она направлена на освоение детьми театральным искусством, и подспудно способствует психическому развитию ребят и эмоциональному воспитанию.
К концу третьего года развития и обучения детей в театральном кружке можно подвести итоги. Результаты моей работы по эмоциональному воспитанию детей в рамках театрализованной деятельности меня обрадовали : ребята стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; у детей появился интерес к театрализованной игре.
Таким образом, систематическое включение театрализованных игры в целостный образовательный процесс, выполнение различных упражнений на эмоциональное развитие детей, этюдов на ритмопластику и релаксацию, а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия нормального психоэмоционального развитие дошкольников.