Ксения Елхова
Влияние сказки на развитие эмоционально — нравственной сферы детей 5–7 лет с нарушением зрения
Влияние сказки на развитие эмоционально - нравственной сферы детей 5 – 7 лет с нарушением зрения
Воспитатель МБДОУ № 58 К. О. Елхова
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - народная мудрость.
Публикация «Влияние сказки на развитие эмоционально — нравственной сферы детей 5–7 лет с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения : слепота и слабовидение. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. С его помощью осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важную роль играет сказкотерапия.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается «способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека». Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Для ребёнка с нарушением зрения общение с помощью сказки приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
В сказках есть жизнь нашего времени. В них все нуждаются – и старые и малые. Всё дело в выборе сказок для них. Через сказки детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Сказка раскрывает ребёнку действительность, через нее одухотворяется животный и растительный мир, и даже неодушевлённые предметы.
Выбор чтения одно из самых важных воспитательных влияний, и, конечно, в соответственном выборе книг заключается самая трудная задача педагога.
Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благо-родства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Сказки неотделимы от красоты, способствуют развитию нравственных чувств, без которых немыслимо благородство души и сердечная чуткость. Благодаря народным сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказках черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Они интересны в любом возрасте.
Сказки, преследующие цель создания и воспитания цельной человеческой личности, несомненно, полезны для наших детей.
Наблюдения за детьми с нарушением зрения в повседневной жизни и в играх показали, что эти дети малоэмоциональны, затрудняются в передаче настроения персонажей из сказок, движения скованны, не развита подражательность, они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, и перед воспитателями стоит задача передать ребёнку необходимые чувства и эмоции на доступном для детей уровне. Сказки обогащают эмоции слабовидящих детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками.
Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в коррекционной работе педагога.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литера-турного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимо-действия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настрое-ниями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореали-зуются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативы, эмоциональной отзывчивости.
В работе над драматизацией сказок педагог всегда должен придерживаться следующих правил:
- Правило всеобщего участия, т. е. в драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, животных, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, солнышко и т. д.
- Правило свободы выбора, т. е. каждая сказка проигрывается неоднократно до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет.
- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед её проигрыванием мы обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. Детям задаё м вопросы: Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чём думает?
- Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит её обсуждение: Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
- Правило мудрого руководителя, т. е. индивидуальный подход к каждому ребёнку
Сама по себе драматизация сказок не допускает «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.
Именно обращение к сказке позволит детям расширить диапазон по-нимаемых эмоций, а также повысить уровень общения через вербальные и невербальные средства выразительности. Стать более открытыми в высказывании своих чувств и эмоций.