Приложение МААМ

Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс

Ляшенко Ольга Николаевна
Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»

Современная образовательная реформа повышает требования не только к выпускникам образовательных учреждений, но и к педагогам. При этом речь идет не только о профессиональной компетентности педагога, но и о его психологическом благополучии, самооценке, стремлении к саморазвитию, знании своих сильных и слабых сторон, эмоциональных и поведенческих проявлениях.

Публикация «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс» размещена в разделах

Педагог создает комфортную и безопасную образовательную среду, оказывает значительное влияние на личность обучающегося, побуждает к саморазвитию. Во многом это зависит от того, насколько сам педагог способен к позитивному преобразованию себя и своей жизни, т. е. к благополучию.

Заботясь о здоровье и благополучии подрастающего поколения, мы - педагоги зачастую забываем о своем.

Но мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье и благополучие было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.

Затруднения педагога в освоении профессии, в развитии профессионализма становятся причиной ухудшения и физического, и психического благополучия и здоровья. Последствия трудностей профессиональной адаптации различны, но все они приносят ущерб либо самому педагогу, либо детям, либо государству.

От чего зависит психологическое благополучие?

• От хорошего настроения;

• Когда человек не находиться в стрессовой ситуации;

• Нет большой нагрузки;

• Умеет переключаться;

• С интересом ходит на работу;

• Не возникает проблем, конфликтов. И от многих других факторов.

Если нет психологического благополучия, то это приводит к депрессии и эмоциональной пассивности.

В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание», «синдром сгорания».

Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело, но после избыточной работы, надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях! Как вообще поправить или сохранить своё психологическое благополучие и здоровье! Будем реалистами - никто, кроме самих педагогов, не решит этих проблем. Даже врачи не смогут заставить по утрам делать зарядку, правильно питаться, следить за соблюдением режима дня. И, к сожалению, педагоги часто не хотят ничего делать для себя самостоятельно. Стандартный ответ «я устала на работе». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже не на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз мы устаём уже сейчас, что будет через полгода, через год, через пять лет?

Главным болезнеобразующим фактором для педагогов является профессиональный эмоциональный стресс. Одним из проявлений нарушенного психологического благополучия и здоровья педагога является так же профессиональное выгорание.

Психологическое благополучие личности – это переживание чувства удовлетворённости собственной жизнью как результата позитивного функционирования, достигнутого посредством личностного саморазвития. Направление саморазвития педагога связано с внутренним стремлением личности к позитивному или негативному способу функционирования в жизни и профессиональной деятельности.

Позитивное функционирование педагога включает в себя направленность личности – систему устойчиво доминирующих мотивов или мотивационных образований, которая определяет вектор её активности, поступки и предпочтения. Мотивация – это психологическая движущая сила, побуждающая человека достигать желаемых целей. Она позволяет действовать максимально эффективно и целенаправленно. Мотивация педагога позволяет ему не только качественно передавать знания, но и побуждать обучающихся к раскрытию своих способностей, достижению более высоких результатов, развитию доверия.

Важным аспектом работы по сохранению психологического благополучия и здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации.

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

- Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

- Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях).

- Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений.

- Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

- Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

- Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Таким образом, мы можем констатировать, что психологическое благополучие и здоровье – проблема актуальная для большинства жителей современного цивилизованного общества. Психологическое благополучие и здоровье – это фундаментальная способность человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать новую информацию, позволяющая гибко, мобильно выстраивать конструктивные жизненные сценарии и успешно реализовать их в быстроменяющейся, агрессивной среде. Психологи отмечают, что «психологическое нездоровье» наступает тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности и не способна быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя удовлетворительные отношения, и адаптивное поведение. В свою очередь, психологическое благополучие и здоровье является во многом основополагающим для соматического здоровья. Именно психологическое благополучие и здоровье выступает предпосылкой для развития профессионального здоровья.

Литература

1. Н. Е. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2008. –336 с.

2. Г. Ш. Габдреева, Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием : Учеб. пособие / Г. Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.

3. Кипнис М. Тренинг креативности. М. : «Ось-89», 2005. – 168 с.

4. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С. М. Косенок, В. М. Карлышев, А. П. Исаев, С. А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119.

5. Семенова Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 08:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс» (включая файлы) размещена пользователем Ляшенко Ольга Николаевна (УИ 2491284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД