Анна Шабаева
Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Публикация «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Природа на земле представляет собой огромную сложную систему: сообщества растений, животных, экосистемы. С ранних лет необходимо формировать потребность в здоровом образе жизни, физической культуре, физическом самосовершенствовании, в движении. У детей развиваются представления позволяющие сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности. Экологическое образование предполагает активное общение ребенка с природой, а значит тесно связано, с его физической активностью и здоровьем. Проблема же безопасности ребенка включает и его экологическую безопасность.
Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
Мир, окружающий ребенка, это прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребенку войти в прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье. Знакомство с этим огромным окружающим миром- миром природы происходит у ребенка с первых дней рождения. Именно в детстве закладывается отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Знакомство с окружающей нас природой происходит при постоянном наблюдении, которое является главным методом экологического воспитания. Эти наблюдения закрепляются в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Природа не только создает условия для всестороннего развития, но и является основным фактором укрепления здоровья детей. Влияние природы на здоровье ребенка очень велико. Свежий воздух жизненно важная среда для детей. Поэтому использовать свежий воздух необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет зимний воздух в сочетании с подвижными играми, на участке детского сада. Катание с горки на ледянках, прогулки и бег вокруг детского сада, прыжки и лазанья по снежным валам- все это эффективно влияет на здоровье ребенка. Дети любят играть и бегать на участке, они смеются, радуются, у них создается радостное настроение. Дети хотят дольше и больше гулять. Рядом с нами нет лугов, водоемов. Но с этой экосистемой дети вместе с родителями встречаются в отпуске. Наиболее оздоровительным эффектом является купание в реке, озере, в море. Ребенок в естественных условиях знакомится с песком, камнями, растениями, обитателями водоемов. Ребенок прикасается рукой и сердцем к природе (щупает, пробует, нюхает, гладит, слушает). Все эти ощущения положительно влияют на ребенка. Но у нас есть большое природное окружение---лес. Большую работу проводим с родителями, чтобы они вместе с детьми совершали походы в лес, так как мы не можем этого делать из-за безопасности детей. Вместе с родителями дети совершают экскурсии и походы в лес, тем самым также укрепляя здоровье ребенка. Дети рассматривают деревья, кусты, ягоды и грибы. Они делятся с нами впечатлениями, у них активизируется словарь, богаче становится речь. Свои впечатления дети отражают в зарисовках. Бегая, играя по лесу, встречают и преодолевают препятствия (перепрыгивают через ров, вбегают на пригорок, проходят по узкой тропе.) Ребята физически становятся крепче, укрепляется нервная система. Такие прогулки только укрепляют здоровье. Во время прогулок в лесу осенью дети собирают шишки, в дальнейшем мы делаем поделки, ходим по ним в целях профилактики плоскостопия. Также полезен для здоровья и физического развития посильный труд ребенка на улице. Зимой убирают снег с горки, с территории участка, весной и осенью- уборка мусора и семян. Физический труд, в сочетании с игрой и отдыхом, положительно влияет на мышечную работу. У ребенка, таким образом, тренируются мышцы. Свежий воздух, солнце, простор- все это радует ребенка. Все это так близко, под руками и надо, чтобы взрослые поняли их благотворное влияние.
Только их надо познакомить с правилами поведения в природе.
Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По нашим следам их могут обнаружить и разорить хищники. Нельзя разорять муравейники, гнезда птиц. Беречь лягушек, жаб, головастиков. Не обрывать паутину и убивать пауков. Не оставлять в лесу, в парке, у реки, озера на лугу мусор. Никогда не выбрасывать мусор в водоемы. Не лови и не уноси домой птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Подкармливай птиц зимой. А весной с помощью взрослых сделай для них домики и повесь их на деревья.
Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому оберегая одних животных, мы часто помогаем и другим. Животные связаны и с растениями. Если собирать большие букеты в лесу или на лугу, то будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар нужен для питания.
Не надо забывать о том, что растения дают убежище животным. Оберегая травы, кусты, деревья мы помогаем зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Можно предложить родителям для укрепления здоровья детей использовать дары природы (шиповник, рябину, клюкву, бруснику, сушеные яблоки). Из них делать отвары, морс и принимать как витаминные чаи.
Чтобы ребенок был здоровым, веселым и физически развитым необходимо охранять и укреплять здоровье детей, уметь согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
Мы не только заботимся о здоровье детей, но и стараемся формировать личность, воспитывая такие качества как: смелость, выдержку, терпение, умение преодолевать трудности.