Ирина Чебанова
Влияние православной веры на нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать +Заказ
Духовно-нравственное воспитание в условиях детского центра.
В данной теме я хочу отразить опыт работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничество с таким социальным институтом как православная церковь укрепляет не только веру в Высшие силы, но и веру ребенка в самого
себя, в добрых неравнодушных людей.
Публикация «Влияние православной веры на нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
«Судьба России, её будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Школа станет мертвенной, а труд её безрадостным, если она будет передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности культуры. Главная цель духовно-нравственного воспитания -формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую
определенной позицией педагога.
Современным подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни, жестокость и насилие.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках таких учреждений как наше, лишенных родительской поддержки -имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Меня, как педагога, успокаивает то, что одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, так как оно связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа.
Приобщение детей к духовно-нравственным традициям в нашем детском центре начиналось постепенно. В 2010 году в Азаровском детском доме, ныне Центре содействия семейному воспитанию открылся домовой храм Тихона Калужского, в котором проходят службы. В прошлом году батюшка пригласил детей в храм Петра и Павла г. Калуги, на праздник «Троицу».
Дети заинтересовались церковным действием, были удивлены красотой убранства храма и самой церемонией. После в детский дом пришел отец Сергий с беседой о вреде алкоголизма и наркомании. Такие встречи стали для нас традицией. Для того чтобы поддержать заинтересованность детей, мы решили наладить постоянное сотрудничество с нашим православным приходом. И вот уже наш детский дом сотрудничает с православной церковью
В рамках этого сотрудничества дети стали посещать воскресную школу. Занятия в Воскресной школе проходят по программе «Закон Божий», педагоги стараются раскрыть духовный потенциал каждого ребенка, помочь растущему человеку оценить свои возможности, сохранить свое человеческое достоинство, наполнить ценностным содержанием его усилия по осмыслению окружающего мира и себя в нем. Хочу подчеркнуть, что, мотивируя детей на посещение этих занятий, мы избегаем навязывания слепой веры в Бога, а стремимся к всеобщему просвещению детей. Коллектив педагогов детского дома, настраивает воспитанников на принятие вечных христианских истин: любовь, правду и милосердие, так как понимаем, что приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребёнка.
Возрастные категории детей, посещающих Воскресную школу–это младший и средний школьный возраст, так как в эти периоды жизни воспитанники осознают и принимают социальные ожидания, ориентируются на хорошее поведение. В этом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
Слова Сладковского Ивана Фомича стали основой для построения структуры моей педагогической деятельности. Внутри моей семьи постоянно проводятся мероприятия в рамках духовно-нравственного воспитания, такие как этические беседы, интерактивные игры «ценность -значимость -душа», просмотры фильмов и мультфильмов, демонстрирующих положительные примеры поведения настоящего человека-гражданина.
Каждый православный праздник дети ходят в церковь и причащаются.
Происходящее в современном обществе заставляет задуматься о том, что необходимо изменить в жизни современных детей, чтобы они росли добрыми, любящими, гуманными, милосердными и чуткими.
И в своей педагогической деятельности я прикладываю все усилия, что вырастить личность с большой буквы в каждом моем воспитаннике.
Наши воспитанники с желанием участвуют в мероприятиях, посвященных празднованию традиционных для православной культуры праздников : Рождеству, Пасхе, Крещению, а также праздников светских, но отражающих великую историю Руси, таких как День Славянской письменности и культуры, День народного единства.
Также очень нравится детям паломничество по святым местам. За последние год нам удалось посетить Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь в г. Козельске и Казанский Амвросиевский женский монастырь Шамордину, по благословению Митрополита Климента Калужского. Для детей провели экскурсии в доступной форме дети получили информацию о истории возникновения монастырей и святых мощей, находящихся на территории, Ребята прикладывались к ракам с мощами Оптинских старцев и увидели росписи старинных икон.
Через экскурсии по святым местам и посещение выставок и музеев у детей формируется представление о древнерусской живописи -иконе, архитектуре, прививается почтительное отношение к святым образам России и ее культуре. Сотрудничество с приходом благотворно влияет на духовно -нравственное развитие детей детского центра, оно дает возможность расширять контакты детей с детьми, которые живут в православных семьях, знакомит их с разными культурами и образами жизни. Эта работа способствует формированию нравственных установок и убеждений и направлению их на путь осмысленного созидания.
За время работы Воскресной школы уровень воспитанности значительно вырос Дети, посещающие эти занятия, стали более добры, отзывчивы. У воспитанников происходит принятие нравственных ценностей, которые становятся принципами их жизненной позиции.