Елена Байкова
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики дошкольников
Ловкая и слаженная работа детских пальчиков способствует развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению в школе, а также положительно воздействует на весь организм ребенка в целом.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Каждый палец руки представлен в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук способствует появлению артикуляции слов, так как речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики дошкольников» размещена в разделах
Научиться управлять пальчиками – огромный труд. Ладошки ребенка в первые недели жизни сомкнуты в кулачки. Через время они начинают работать: тянутся за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днем они действуют все осознаннее, стараясь получить желаемое, добиться своего. В это время в голове у ребенка происходит большая работа: ребенок не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается, и в результате он раньше научится говорить.
Все мы с детства знаем русские народные игры и потешки: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», «Ладушки-ладушки где были, у бабушки…». Эти игры можно смело назвать массажем, приносящим огромную пользу. Он тонизирует весь организм ребенка, поднимает иммунитет и настроение, способствует развитию интеллекта и речи. Каждому родителю необходимо знать пальчиковые игры, показывать их ребенку и играть вместе с ним. Причем чем раньше вы начнете массировать ручки, тем лучше для ребенка. Совсем маленьким детям полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибая их, повторяя слова. Играть необходимо, то с одной, то с другой ручкой по очереди. Слова нужно напевать ритмично, выполнять движения руками в такт песенке или стихотворению. Играть важно с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Так ребенок скорее запомнит связь между словами и движениями, и сам будет стараться повторить их за вами. Основой для пальчиковой игры может стать любое детское стихотворение. Наши пальцы могут превратиться во что угодно: знакомый предмет, сказочного героя, игрушку, животное. Игры с пальчиками помогут развить в ребенке сообразительность, фантазию, усидчивость, внимание, память.
Чтобы правильно выбрать игру для ребенка, необходимо обязательно учесть его возраст. Ребенку в три года понравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто». Дети в этом возрасте знакомятся со своими пальчиками, учатся составлять простые фигуры – колечко, тарелочка, зайка; пробуют согласовывать движения обеими руками в упражнениях «домик», «ворота». В игры с трё хлетними детьми можно включать вторую руку: показать упражнения одной рукой, затем – второй, после этого – двумя руками сразу. Затем попробовать одной рукой выполнить одно упражнение, а второй – другое. Необходимо сопровождать движения разучиванием коротких стихов, потешек, считалок.
Нужно помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами, обращать внимание на овладение ребенком простыми, но важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если четырёхлетний ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Для проявления естественной активности ребенка используются игры с песком. Песок – прекрасное психопрофилактическое средство. Если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все оказывается возможным. Проигрывание волнующей ситуации с помощью маленьких фигурок, создание рисунков из песка, помогает ребенку выражать свои эмоции, снимает напряжение, способствует развитию коммуникативных навыков.
Детям очень нравятся следующие упражнения:
• отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание: найти сходство со знакомым предметом (цветок, солнышко и т. д.);
• скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание: показать, как едет машинка, ползет змея;
• шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки. Потом – двумя руками одновременно;
Игры с песком ценны тем, что наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
В настоящий момент в продаже имеется большое количество «умных» игрушек, которые помогают развитию мелкой моторики ребенка. Это объемные конструкторы, мозаики, шнуровки.
Важно чтобы упражнения ребёнка заинтересовали, только тогда ему захочется повторить упражнение вместе с педагогом. Нужно проявлять терпение, доброжелательность, и результаты обязательно порадуют и удивят.
Предлагаю несколько примеров пальчиковых игр для дошкольников.
Улиточка.
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу её ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок.
Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперёд, «улитка» шевелит «рожками».
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак.