Добриднюк Наталья
Влияние пальчиковых игр на гармоничное развитие ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры. Когда же они возникли? Так ли они нужны? И для чего собственно нужно в них играть? Ответы на все эти вопросы будут действительно интересны тому, кто хочет иметь крепкий иммунитет и быть в тонусе, развивать оба полушария мозга, мыслительные функции речи, иметь здоровые внутренние органы, да и просто получать огромное удовольствие от общения с тем или теми, кто решил разделить с вами это удивительное, захватывающее, да ещё и, как доказано таким крупным учёным, как В. М. Бехтерев, таким великим педагогом, как В. А. Сухомлинский, очень полезное дело.
Темочки:
- Игры для детей. Игровые технологии
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Так вот, как оказалось, ещё во втором веке до нашей эры в Китае знали о том, что развитие головного мозга неразрывно связано с моторикой рук. Древние китайцы обнаружили, что упражнения для пальцев и рук производят невероятный эффект на организм в целом. Они гармонизируют тело и разум, положительно влияют не деятельность мозга.
Японская акупунктура тоже это подтверждает. У каждого из нас на пальцах, ладонях, кистях рук расположено огромное количество рефлекторных точек. При стимуляции этих точек идут импульсы в центральную нервную систему. Таким образом, при массаже определенной точки, идет воздействие на внутренние органы, которые связаны с ней.
Например:
Большой палец – отвечает за активность головного мозга.
Указательный – связан с желудком.
Средний – с кишечником.
Безымянный – с печенью и почками.
Мизинец – с сердцем.
Наши предки тоже активно использовали пальчиковые игры : «Сорока-ворона», «Ладушки». Возможно, они не догадывались о точной пользе этих игр, но, как оказалось, очень правильно играли со своими детьми.
Продолжу для тех, кому действительно важны и интересны пальчиковые игры.
Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном учреждении.
Перед игрой с детьми мы обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
Выполняя упражнения вместе с детьми, я демонстрирую собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав две или три пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся мы оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
Я не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Я никогда не принуждаю, пытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание или меняя игру). Стимулирую подпевание детей, «не замечаю», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряю успехи.
Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковыми играми, – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть. Потом к детям приходит осознание того, что они хотят постоянно повторять уже известные им пальчиковые игры, да и к тому же имеют огромное желание узнать всё больше и больше новых пальчиковых игр и играть в них с воспитателем, своим другом, мамой и т. д. Что же делают дети?
Они начинают просто требовать продолжения игры и при этом так входят во вкус, что, слушая новое стихотворение или уже прочитанное когда-то, дети начинают прикидывать: можно или нельзя сделать из этого стихотворного произведения пальчиковую игру. Дальше – больше. Дети не только подбирают стихи к пальчиковым играм, но и сами начинают предлагать движения для пальчиков. И это ещё не все.
Рассказав дома своим родителям те пальчиковые игры, что знают сами, дети просят родителей купить книжку с пальчиковыми играми в магазине. Как вы думаете, радует ли это меня? Да я просто в восторге от всего происходящего!.
В заключении я призываю вас: играйте в пальчиковые игры, развивайте своих детей, и тогда вы, как и я, увидите, как ваши дети будут меньше болеть, смогут очень быстро выучить что-либо наизусть, как они красиво нарисуют и напишут, когда придёт время, как они чудесно справятся с лепкой, аккуратно вырежут ножницами, смогут очень быстро и качественно помочь вам перебрать крупу или собрать мозаику из очень мелких деталей. А как будет развита речь ребят и их мышление, если вы сначала поможете, а потом и сами втянетесь в эту чудесную, захватывающую и полезную пальчиковую игру!
Список литературы
1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). – М., 1974.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. ,1973.
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротенинг. – СПб: Сага, 2002.
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Родничок, 1999.