валентина зарипова
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание ребенка в раннем возрасте нельзя переоценить и в этом направлении делается многое, например – пальчиковая гимнастика.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. По насыщенности акупунктурными, кисть не уступает уху и стопе.
Публикация «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» размещена в разделах
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что, пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе я использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т. е. количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Для начала занятий выбираю более простые упражнения.
1. «Ты утенок не пищи
Лучше маму поищи»
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
2. «Водичка, водичка
Умой мое личико….» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)
3. «Замочек» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)
4. «Заборчик» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)
5. «Полетели птички,
Птички – невелички,
Сели птички. Посидели,
Опять полетели.» (Пальцы переплетены, ладони сжаты.
Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стихотворения.)
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут - два, три раза в день. При этом не делаются все упражнения сразу, начинают с одного, еженедельно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4 – 6 упражнений. После каждого упражнения необходим расслабляющий момент ( например: опустили руки и потрясли ими, или покачали ручками – ручки отдыхают.)
К середине учебного года перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком.
1. «Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать….»
2. «Этот пальчик – дедушка….»
3. Мышка мылом мыла лапку-
Каждый пальчик по порядку.
Не забыла я указку-
Смыв с нее и грязь и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла
Очень он боялся мыла»
(массаж пальчиков)
К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения как:
1. «Пальчики здороваются»
2. «Повстречал ежонка еж…»
3. «Зайка в норке»
4. «Зайка и барабан»
(Кончиком большого пальца касаемся поочередно кончиков всех пальцев.)
К пальчиковой гимнастики следует добавлять упражнения на развитие мелкой моторики рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание пирамидок; перекладывание карандашей, пуговиц; перекатывание шестигранного карандаша.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значить – развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец ребенка имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, что бы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются – ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок :
«Флажок»
(Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.)
«Очки»
(Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.)
«Зайчик»
(Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони «Заяц шевелит ушками»)
«Коза»
(Указательный и мизинец разведены в стороны. Остальные пальцы прижаты к ладони. «Коза бодается».)
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистил,
этот пальчик резал
этот ел
ну а этот все глядел»
«Апельсин»
Мы делили апельсин –
Много нас, а он один
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа
Эта долька для улитки
Эта долька для чижа
Ну а волку – кожура!