Наталья Аркадьевна Вяткина
Рекомендации для родителей «Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
“Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И. Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.
В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.
Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию — осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) — исследуют.
Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.
Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.
Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).
Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.
Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги, позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами развития.
Большое значение для старших дошкольников имеет развитие графической моторики : рисование по трафаретам, штриховка, выполнение графических упражнений, работа в занимательных прописях.
Цель этих занятий:
1) формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук;
2) развивать мелкую ручную моторику;
3) развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
4) совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
5) формировать умение доводить начатое дело до конца;
6) совершенствовать коммуникативные навыки;
7) ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
8) учить, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
9) контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы).
Практическая домашняя игротека
Игры на развитие мелкой моторики рук
1. “Помогаю маме”
Предложить ребенку перебрать горох, гречку, пшено, рис.
2. “Составь фигурки из счетных палочек” (спичек)
Ребенок выкладывает фигуры сначала по образцу, затем по памяти; самостоятельно; по представлению (квадрат, треугольник, кубик, лодочка, юбочка, лесенка, рыбка, флажок, звезда, брюки, мост и т. д.).
3. Выгладим платочки”
Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист, чтобы ни один край не загибался.
4. “Собери бусы” (из бусинок, пуговиц)
5. “Бирюльки” (собрать мелкие предметы ложкой, сачком)
6. “Обведи предмет и заштрихуй его” (обведение лекал, тарелочек и др.)
7. Игра с круглой щеткой для волос
Ребенок катает щетку между ладонями:
“У сосны, у пихты, у елки
Очень колкие иголки
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколит можжевельник.
8. Игра с решеткой для раковины
Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеточкам (поочередно то одной, то другой рукой) :
“В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке походили
И смотрели всех подряд”.
9. “Месим тесто”
В кастрюлю насыпать горох (фасоль) ребенок изображает, что он месит тесто.
10. “Сосчитай узелки”
Ребенок перебирает пальцами узелки, завязанные на веревке (называет дни недели, месяцы и т. д. на каждый узелок).
11. Катание между ладонями разных предметов (орехов, шариков, катушек).
12. Игры с бельевыми прищепками.
13. “Киндер-спортсмен” манипуляции с мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой формы) – удерживать на раскрытой ладони, поднимая её вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях; удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом, усложнение – поднимать и опускать руку выше – ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.
14. “Жонглёры”
1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке;
2) из руки в руку;
3) друг другу;
4) перекладывание по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).
15. Игры с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т. п.)
16. Упражнения со спичками
а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;
б) “квадрат” - удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;
в) “крестик” - одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;
г) “змейка” - удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;
д) “веер” - удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и в правой руках одновременно);
17. Игры с шариками
- попасть шариком в цель;
- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик согнутым пальцем;
- “футбол” : левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - “ворота”. Пальцы правой руки поочередно “забивают гол” - подталкивают шарик к левой ладони.
18. Игры с пуговицами
Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.
Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.
Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета… Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их). На силуэт животного можно пристегивать уши, хвост, лапы и т. д. У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговиц, К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.
20. Ниткопись
Предложите ребенку выложить нитки по контуру какого-либо изображения.
С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, бабочка, домик и т. п.) Можно выложить геометрические фигуры, повторяя их название и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т. п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.
Заключение
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и т. д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
В дошкольном детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.