Галина Пименова
Влияние книжной иллюстрации на выразительность детских рисунков
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая за тем, как родители, старшие братья и сестры, действуют с ручкой и карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. Первые рисунки малышей -это как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи, без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Изображение малышей несовершенны, и взрослый не всегда узнает в рисунке предмет, который видится ребенку.
Публикация «Влияние книжной иллюстрации на выразительность детских рисунков» размещена в разделах
Одно из средств обучения и развития детей встреча с искусством. В качестве эталонов прекрасного выступают произведения изобразительного искусства: книжная графика, репродукции произведений живописи, народное декоративно прикладное искусство, скульптура малой формы.
Детская книга - это, пожалуй, первая ступенька длинного пути, устремленного к вершинам искусства, но восхождение начинается именно с нее. С чего начинается книжка для малыша, его первое, самое раннее знакомство с детской литературой? Конечно же с иллюстраций. Ребенок еще не знает букв, не умеет самостоятельно читать простейшего текста, но уже внимательно следит за событиями сюжета, с интересом и пристрастием рассматривая рисованные страницы и развороты. Рисунки в книжке для ребенка - как окошки в мир. В мир сказки и мечты. В мир науки и техники. В мир природы.
Книжная иллюстрация выполняет несколько важных функций: информативную, воспитательную, изобразительную и декоративную. Ведь рассматривая рисунки в книге, ребенок получает информацию, учится видеть прекрасное и изображать сам, воспитывает в себе качества доброты, отзывчивости, то есть усваивает «что такое хорошо, а что такое плохо». Исходя из этого, мы подошли к вопросу отбора книжных иллюстраций для демонстрации их детям. Ведь наряду с произведениями мастеров этого жанра, вошедших в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы (Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, В. Г. Сутеев, Е. И Чарушин, В. М. Конашевич, Е. М. Рачев, встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. Поэтому воспитателям следует помнить: содержание иллюстраций должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением, которое проиллюстрировал художник. Помимо своих профессиональных задач художник должен ставить и еще одну: найти путь к сердцу ребенка через близкое, доступное, интересное.
«Порой среди детских рисунков встречаются чудесные произведения искусства, вызывающие искреннее восхищение художника. Художественное качество детских рисунков заключается в том, что в них запечатлена душа ребенка, изумленная окружающем миром, очарованная его красочностью, движением, бесконечным разнообразием», - говорит Евгений Кибрик. Вот к этой-то душе и должен адресоваться художник. Сколь бы ни были различны творческие индивидуальности художников, создающих детские книги, добрый ум и умное сердце - качества, которыми непременно обладают те, чьи образы с книжных страниц переселяются в воображение читателей и надолго остаются их друзьями.
К произведениям, отобранным для дошкольников предъявляются определенные требования. Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.
Знание особенностей восприятия детьми дошкольного возраста книжной графики позволяет сформулировать принципы её отбора. Итак, основным принципом, которым должны руководствоваться взрослые, подбирая иллюстрированные детские книги, является учёт возраста детей, особенности их восприятия, жизненного опыта и интересов.
Следующий принцип - высокохудожественность произведения, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
Третий принцип - соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения, где ярко передана характеристика главных героев, их эмоциональная выразительность, изображённые детали углубляют и уточняют характеристику образа.
Четвёртый принцип - детям необходимо показывать разнообразные книги, как по форме организации и оформлению, так и по творческой манере изображения.
Мир в котором мы живем, полон красок. И это интуитивно чувствуют дети. Вот почему большинство иллюстраций для детей выполняются в цвете, который придает большую полноту изображения, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако не менее ценны и тоновые иллюстрации и рисунки, сделанные пером, карандашом.
Учитывая вышеуказанные требования к подбору книжных иллюстраций, которые используются на занятиях изобразительной деятельностью, можно выделить средства, которые влияют на выразительность детских рисунков.
Средствами, с помощью которых дети дошкольного возраста создают образ в рисунке, является форма, композиция, цвет. В теории изобразительной деятельности вопрос о роли вышеупомянутых средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению таких выразительных средств детского рисунка, как цвет (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова, композиция (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль формы как художественного средства изучались меньше.
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным действующим. Н. П. Сакулина указывает на непреднамеренность появлений некоторых выразительных черт в рисунках младшего дошкольника. Отмечая в случайно найденной форме участие фантазии, она считает этот период первым этапом в развитии творчества. Еще более определенно это положение утверждает Т. С. Комарова. Выразительность в рисунках 2-4-летних детей она видит в разнообразии форм, их линейных контурах, цветовых сочетаниях красочных пятен.
Не владея в этот период, в достаточной мере, изобразительными средствами, малыш как бы заменяет их звуками, жестами движениями. «Вот мотор завели, ж-ж-ж, машина поехала. А это мальчик бежит за машиной», - говорит ребенок и начинает двигать рисунком по столу.
Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа.
К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета
(со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках часто отсутствуют самые существенные детали.
Далее у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов, но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ соответствующий реальному. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку.
Художник сознательно подходит к отбору деталей, изображая лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла. Психологическое состояние изображаемых персонажей дети могут передавать упрощенно, простыми деталями: плач- слезинками, смех - поднятыми вверх уголками рта, испуг - поднятыми вверх руками и т. п. Более сложные выражения переживания, например выражение глаз, дошкольникам недоступны. Но даже маленький (3-4-летний) ребенок, рисуя какой-либо конкретный предмет, часто изображает те детали, которые для него являются существенными. И именно они делают образ очень выразительным.
Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета.
Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного, цвет передает настроение: темные, приглушенные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных.
Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста конечно не может, и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким - либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связать цвет с образом предмета - иногда цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный - флаг, звезда; зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко.
Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.
С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы в темные.
Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком. Но
выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.
Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.
Вся композиция рисунка младшего дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность : ритм линий, ритм в расположении цветных пятен.
В старшем дошкольном возрасте чувство ритма также помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними.
Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке.
Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета от ритмичности построения.
Создавая свои рисунки, дети пользуются теми же средствами выразительности, которые используют и художники - иллюстраторы. Изображая положительных героев, радостные события, то что им нравится дети рисуют яркими красками. Точно так же используют цвет и художники - иллюстраторы. Изображая что-то большое, тяжеловесное дети используют линию широкую, жирную, маленьких героев они стараются изобразить тоненькой линией. Так на рисунке к «Сказке о царе Салтане.» девочка нарисовала корабль кистью, а комара, летящего над морем карандашом. Рассматривая иллюстрации и слушая беседы и рассказы воспитателя о выразительных средствах, которые используют художники - иллюстраторы, дети затем применяют эти знания при создании рисунков.
Таким образом, средства или факторы выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему.
Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений, от просмотра книжных иллюстраций в том числе и от уровня развития изобразительных способностей, от умений сформированных у дошкольников в процессе обучения.
Используя книжную иллюстрацию на занятиях по изобразительной деятельности, мы стремимся к тому, чтобы дети не только замечали прекрасное в окружающем, но и отражали это прекрасное в своем творчестве.
Таким образом, мы подошли к проблеме, которая стоит перед нами влияет ли книжная графика на выразительность детских рисунков.
Многие педагоги и психологи нашей страны в своих работах уделяли внимание проблеме использования книжной иллюстрации на занятиях рисованием. В педагогической литературе вопросу художественного восприятия детьми иллюстраций посвящен ряд работ. Большинство из них раскрывает особенности восприятия иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста. Вопрос восприятия иллюстраций младшими дошкольниками изучен недостаточно.
Е. А. Флерина анализируя результаты своих исследований в области восприятия ребенком картинки, писала, что для восприятия младших дошкольников характерны тяга к красочному изображению, недоступность восприятию детей некоторых приемов художественного изображения: набросочность, незаконченность, передача объема темными пятнами. Дети испытывают затруднения при восприятии сложных по компазиции картин с резко выраженной перспективой, деформацией предметов, а также при восприятии предметов ракурсного построения.
Трудно не согласиться с этим утверждением автора, ведь маленький ребенок лучше воспринимает иллюстрацию с несложным сюжетом, без излишних нагромождений, отражающую суть произведения.
В своей работе «Детский рисунок» Флерина пишет: «Картинка, особенно для младшего возраста является черезвычайно важным педагогическим материалом. более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости».
В. А. Езикеева также работала над этой темой, она отмечает, что младшему дошкольнику свойственно действенное отношение к картинке, привнесение игрового момента в восприятие. Она указывает на то, что маленькие дети рассматривая картинку, с трудом выделяют основное, не могут подчинить процесс восприятия поставленной задаче. Часто рассматривают второстепенные детали. Не умеют сосредоточиться при рассматривании картин
В своей работе «Творчество в рисунках детей 5-7 лет под влиянием произведений искусства» В. А. Езикеева пишет: «Дети 5-7 лет в своих рисунках отражают окружающий мир, делают иллюстрации к литературным произведениям. В их творческих рисунках мы видим создание выразительных образов. Для передачи и воплощения своего замысла дети используют различные выразительные средства : цветовые сочетания, разнообразие форм и композиций». Далее Езикеева уточняет, что иллюстрации, эстампы даются детям не для копирования, а в целях обогащения замысла детей, служат толчком в решении оригинальных детских композиций. В одном случае внимание детей следует сосредотачивать на цветовом решении картины, в другом на изображении предметов в движении, в третьем на композиционном построении картины.
Большая работа по формированию у дошкольников способности создавать выразительные образы в рисунках была произведена Т. Г. Казаковой. В своей книге «Развивайте у дошкольников творчество» автор постепенно по мере взросления ребенка ставит задачи по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией. В другой своей книге «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника» автор показал взаимосвязь видов изобразительной деятельности и влияние ее на выразительность детских работ.
Кроме вышеперечисленных авторов, теме изобразительной деятельности детей посвящали свои работы такие известные педагоги: Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Т. Н. Доронова, Н. А. Ветлугина.
Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями по вопросам методики изобразительной деятельности проводились и психологические исследования детского творчества, в которых участвовали Б. М. Теплов, Б. А. Сазонтьев, Н. И. Стрелянова, В. С. Мухина, Л. В. Запорожец и другие.
В. С. Мухина отмечает, что некрасивое ребенок рисует темными красками, отрицательных персонажей рисует небрежно, не прорисовывая.
Таким образом, цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к содержанию рисунка.
Практика показывает: отсутствие определённых методов и приёмов работы над эстетической выразительностью рисунков дошкольников является одной из причин их однотипности и маловыразительности.
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» (под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.) ставит задачи по ознакомлению детей с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов, но занятий мало, начинаются они только со старшей группы и проводится одно занятие в месяц, что явно недостаточно для того, чтобы книжная иллюстрация оказывала положительное влияние на выразительность детского рисунка.
В программе «Радуга» также уделяется внимание ознакомлению детей с книжной графикой. В методических рекомендациях II младшей группы указано влияние книжной иллюстрации на развитие ребё нка младшего дошкольного возраста: «В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими с цвету, форме. Их начинают интересовать изобразительные средства, которые использует художник.»
Тем не менее, просмотрев темы занятий, предусмотренные программой можно сказать, что занятий по ознакомлению с книжной иллюстрацией недостаточно и поэтому определить как она влияет на выразительность детского рисунка трудно.
Итак, рассмотрев работы педагогов и психологов по данной теме, мы пришли к выводу, что противоречия между теоретическим обоснованием и практическим применением существуют и тем самым подтверждается необходимость решения выдвинутой нами проблемы: влияет ли использование книжной иллюстрации на развитие выразительности детских рисунков.